Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старшего дошкольного возраста. Игра"что? " подготовительная группа Что где когда в подготовительной группе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старшего дошкольного возраста. Игра"что? " подготовительная группа Что где когда в подготовительной группе

Алла Стексова
Игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе ДОУ

Игра" Что? Где? Когда?"

Разработала:воспитатель МБДОУ Детский сад "Радуга"г. Тулуна Стексова Алла Владимировна.

Цель:

Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.

Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закреплять знания о математических представлениях, развитие речи, знания русских народных сказок.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативную речь детей;

3. Воспитывать интерес к разным видам деятельности,творчеству.

4. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, лёд, бейджики, стенд с цифрами, скатерть, медали, оформление группы.

ХОД ИГРЫ

Ведущая: «Здравствуйте уважаемые гости, болельщики и участники игры!»

Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!

В этом зале всегда проходят праздники наши дети выступают, читают стихи, поют песни. Сегодня мы с вами собрались на необычный праздник-праздник ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи.

Сегодня против команды воспитателей играет команда знатоков.

Уважаемые члены клуба и зрители!

Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

В клуб приглашаются наши знатоки! (МУЗЫКА)

1. Ведущий специалист по аудио и видео аппаратуре – Г. Роман

7. Самый задумчивый – Е. Кирилл.

8. И самая-самая-самая – капитан команды В. Елизавета.

А теперь я познакомлю вас с правилами игры!

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса, на какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в 8 конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

В 7 конверте целых 5 вопросов это БЛИЦ- вопросы, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде воспитателей.

Итак, мы начинаем игру! (Воспитатель крутит волчок.)

ХОД ИГРЫ

Стрелка указывает на конверт с цифрой 1.

Уважаемые знатоки перед вами находятся сюжетные картинки. Посмотрите на них внимательно.

А теперь внимание вопрос:

Вспомните и расскажите стихотворение с помощью данных картинок.

Как называется это стихотворение?

А сейчас внимание, правильный ответ (стихотворение «Снег»).

На табло вносятся очки.

Воспитатель крутит волчок, стрелка указывает на конверт с цифрой 2.

Внимание вопрос:

«Весёлые задачки».

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Кто ответит из ребят,

Сколько стало всех щенят? Итак, правильный ответ: (2)

2. У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане

И корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Кто ответит нам скорей,

Сколько собралось гостей? Итак, правильный ответ: (7)

3. Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят

Сколько в снег свалились? Итак, правильный ответ: (2)

4. Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

Сколько сосисок досталось нам? Итак, правильный ответ: (8)

На табло вносятся очки

Крутим волчок, конверт с номером 3.

Итак, внимание, вносится чёрный ящик. Вы должны по вопросу, угадать, что в нём находится.

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов:

Мост как синее стекло,

Скользко, весело, светло. Итак,правильный ответ: (лёд)

Из чего состоит лёд? Итак,правильный ответ:

Какое свойство воды имеет лёд? Итак, правильный ответ:

(твёрдое)

Крутим волчок, конверт с номером 4.

Внимание вопрос:

Вы слепили две снежные бабы и одну из них нарядили в шерстяную шубу и шапку.

Какая из них, весной растает быстрее? (Ответы детей).

И мы слушаем правильный ответ. Итак, правильный ответ:

(Быстрее растает та, которую не наряжали)

А сейчас – музыкальная пауза.

Музыкальная физкультминутка. Танец"Разноцветная игра".

Итак, мы поиграли и пора вернуться к вопросам

Крутим волчок, конверт с номером 5

Внимание вопрос:

-Cоберите сказку.

Как называется?

Кто написал?

В каких русских народных сказках встречаются эти сказочные герои? (Под музыку выходят герои сказок заяц, петух, лиса, сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Итак, правильный ответ:

1. «Колобок»

2. «Заюшкина избушка»

3. «Теремок», «Лисичка со скалочкой»

4. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

5. «Гуси- лебеди» и т. д.

Воспитатель крутит волчок. Стрелка указывает на конверт с цифрой 6.

Внимание вопрос:

Назовите геометрические фигуры.

Перед вами геометрические фигуры круг, прямоугольник, треугольник.

Назовите предметы похожие на данные геометрические фигуры.

Воспитатель крутит волчок. Стрелка указывает на конверт с цифрой 7.

Внимание,Блиц -вопросы:

1. Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится? Курочка или петушок.

2. Каким гребешком не причешешься?

3. Под каким деревом прячется заяц во время дождя?

4. На берёзе 6 больших шишек и 2 маленьких. Сколько всего шишек на берёзе?

5. Кого в лесу больше: медведей или зверей?

Ответы детей.

Правильные ответы: 1 – утёнок, 2 – гребешком петуха, 3 – под мокрым, 4 – ни одной, 5- зверей.

Воспитатель крутит волчок, стрелка указывает на конверт с цифрой 8.

Внимание вопрос:

«Угадай мелодию».(Звучат фонограммы из детских мультфильмов. Дети отгадывают их названия).

Наша игра подошла к концу, подводим итоги игры (сравниваются очки на табло). Награждение победителей!

Музыкальная пауза! Дети исполняют песню "Улыбка".

Список литературы:

1. Алябьев Г. М. «Утренники в детском саду» г. Новосибирск изд. "Риф плюс –книга»,2004г.

3. Кувашова Н. Г. «Праздники в начальной школе» г. Волгоград изд. "Учитель»

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

Семья – важнейший институт общества, микро-группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.

А.С. Макаренко, великий русский педагог, был убеждён, что правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Вопросы семейного воспитания нашли воплощение в его трудах. Он писал: “Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

В.А. Сухомлинский, последователь А.С. Макаренко, считал семью могучим фактором воспитания. Положительное воздействие на растущую личность оказывает благотворная атмосфера в семье, когда родители являются друзьями своих детей, доверчивость и взаимопонимание рождают искренность, привязанность, любовь.

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.

Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские клубы...

Одного обмена информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника уже недостаточно. Актуальным на сегодняшний день является включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.

Наш детский сад в течении многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательного, оздоровительного пространства детский сад – семья. Мы решаем такие задачи как:

Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- профилактика нарушений в детско-родительских отношениях;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения задач ежегодно составляется перспективный план. В начале учебного года в каждой группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год. Воспитатели в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформляются “ Уголки для родителей”, где помещается материал по вопросам воспитания и развития детей, информация о деятельности ДОУ, консультации узких специалистов и т. д. “Уголки здоровья” содержат информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оформляются воспитателями при помощи старшей медсестры и инструктора по физической культуре.

В течении года заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, узкими специалистами проводятся индивидуальные консультации с родителями. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, организуются выставки литературы по различным вопросам воспитания и развития дошкольников.

Анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.

С большим успехом проходит в ДОУ “День открытых дверей”. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, экскурсии по детскому саду,

беседуют с педагогами, пишут отзывы, пожелания педагогам. Кроме этого любую информацию о жизни нашего учреждения все желающие могут найти на сайте ДОУ.

В работе с родителями используется и такая форма, как обобщение лучшего семейного опыта в виде фото-газет, фотомонтажей, альбомов.

Но наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и их родителей. Коллектив понимает, что работа с родителями должна строится таким образом, чтобы детский сад не подменял родителей, а делал всё возможное для их общения и взаимодействия, соединял их друг с другом. Несколько лет назад я проводила опрос детей. Я предлагала им ответить на вопросы: “Что или кого ты любишь?”, “Кто или что для тебя самое важное?”. Ответы детей были разные, порой даже неожиданные. И я сочинила стихотворение, используя ответы детей:

Я люблю вместе с мамой петь и играть,
Я люблю вместе с папой книжки читать.
Я люблю заниматься, в детский садик ходить,
Я люблю улыбаться, веселиться, шутить.
Я люблю лес и речку, облака и цветы,
Снег – зимой, летом – солнце, чтоб сбывались мечты.
Чтобы вместе с друзьями рисовать, танцевать
И в любимые игры беззаботно играть.
Если спросите вы, что важней для меня,
Чтобы мама и папа были рядом всегда !!!

Поэтому стало традицией проведение совместных мероприятий:

  • выставки совместного творчества детей и родителей “Рисуем вместе с мамами и папами”, “Подарки осени”, “Свет Рождественской звезды”, “Пасхальные сувениры” и т. д.;
  • музыкальные праздники “Мамин день”, “День семьи”;
  • физкультурно-музыкальные праздники “Мама, папа и я – спортивная семья”, “Проводы зимы”;
  • совместные пешие и лыжные походы на природу и др.

По итогам этих мероприятий выпускаются стенгазеты с интересными заметками и фотографиями.

Результаты анкетирования родителей воспитанников позволяют сказать, что абсолютное большинство удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д.), которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям.

В прошлом учебном году педагогический коллектив брал годовую задачу “Использование книги в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду и семье”. Для решения этой задачи были запланированы и проведены различные мероприятия, в их числе игра – викторина “Что? Где? Когда?”. И детям, и родителям, и педагогам это мероприятие понравилось. Конспект этой игры я предлагаю вам.

Игра-викторина “Что? Где? Когда?”

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение задачи, повторы, концовки);
  2. Учить высказывать своё мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Поупражнять в умении досказывать;
  3. Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;
  4. Упражнять в умении образовывать однокоренные слова от слов “лес”, “сказки”, “весна”;
  5. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материал:

иллюстрации к сказкам, волчок со стрелкой, круг, разделённый на шесть секторов, которые пронумерованы от 1 до 6, 6 пронумерованных конвертов с заданиями, письмо из страны сказок, магнитофон и записи детских песен для музыкального сопровождения, жетоны для поощрения за правильные ответы, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, эмблемы для трёх команд: совы синего, красного, зелёного цветов, медали для победителей, главный приз – книга с русскими народными сказками.

Предварительная работа:

чтение и инсценирование русских народных сказок, беседа о русском народном творчестве, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры:

Ведущий: Друзья, мы читали с вами много русских народных сказок, вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок – вот сегодня мы и узнаем.

Сегодня мы поиграем в игру – викторину “Что? Где? Когда?”. А участвовать у нас будет три команды. Каждая команда – семья: папа, мама и ребёнок, капитаны команд - дети. Взрослые, вы так же, как и ребята, любите сказки, а особенно русские народные? (Ответы взрослых). Замечательно.

А вы, ребята – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!

Как в настоящей игре каждая команда имеет свою эмблему. Посмотрите, какие они красивые!

Стук в дверь: входит Медведь. Он приветствует всех. Медведь приносит волчок, задания в конвертах, письмо от сказочных героев.

Ведущий: Посмотрите, ребята, что принёс нам Медведь для игры. А вот какое – то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано.

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

Уважаемые знатоки!

Вас приветствуют их Страны сказок. Сейчас у вас начнётся увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет конверт, на вопрос из которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

  • вопросы надо слушать внимательно;
  • ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
  • за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к болельщикам. Тот, кто первым поднимет руку, получает право на ответ, а если ответ правильный – получает жетон;
  • победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов, а тот ребенок, который наберет больше всех жетонов (это может быть ребенок из команды или из болельщиков) получит звание “Знаток сказок” и ему будет вручен главный приз “Мудрая сова”.

Удачи вам!!!

Ведущий: Друзья, вы все прослушали правила и теперь пришло время начинать игру. Давайте заведём волчок.

Игра проводится следующим образом: стрелка указывает на сектор с цифрой, задание читается из конверта с такой же цифрой. Отвечает одна из команд и, если они дают ответ неверный, то право ответа переходит к болельщикам. Правильно ответивший получает жетон. Если стрелка указывает на цифру, задание которой уже выполнено, то смотрим по часовой стрелке. После выполнения 3 заданий объявляется “Музыкальная пауза”: дети – болельщики исполняют музыкальный номер, команды исполняют свободные танцевальные движения.

Задание №1
“Узнай персонажей сказок?

Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.

Показываются иллюстрации к сказкам: “Крошечка – Хаврошечка”, “Заяц – хваста”, “Маша и медведь”, “Лисичка – сестричка и Серый волк”.

Задание №2
“Салат из сказок”

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

  1. “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
  2. “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
  3. “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

Задание №3
“Какая сказка лишняя?”

Иллюстрация к какой сказке лишняя? Объясни, почему?

Среди развешанных иллюстраций к русским народным сказкам есть иллюстрация к авторской сказке или к сказке других народов. Нужно определить эту иллюстрацию.

Например:

  1. “Маша и медведь”, “Золушка”, “Крошечка-Хаврошечка”;
  2. “Теремок”, “Заяц – хваста”, “Три поросёнка”;
  3. “Два жадных медвежонка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”.

Задание №4
“Продолжи сказку”

Ведущий начинает сказку, а игроки должны продолжить.

  1. “Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать...”. (“Заяц - Хваста”)
  2. “Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, вырастили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает...”. (“Крошечка – Хаврошечка”)
  3. “Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек...”; (“Гуси – лебеди”)

Задание №5
“Нарисуй героя любимой сказки”

Игроки рисуют героев своих любимых сказок.

Задание №6
“Кто больше придумает слов”

Ведущий называет слово, команды придумывают однокоренные слова:

  1. Весна;
  2. Сказка.

Ведущий: Дорогие друзья, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем, у какой команды больше жетонов?! (Подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу.) Итак, в нашей игре – викторине “Что? Где? Когда?” победила команда семьи..... , капитан команды..... , им вручаются медали за первое место. Второе место заняла команда семьи....., капитан команды..... . А третье место – команда семьи....., капитан команды..... . А теперь узнаем, кто же у нас “Знаток сказок”? (Подсчитывают жетоны у всех детей: и участников команд, и у болельщиков.) Итак, главный приз нашей игры – книга с русскими народными сказками - вручается..... .

Ведущий поздравляет победителей от имени жителей Страны сказок и приглашает всех на чаепитие:

Дорогие друзья, я желаю вам, чтобы вы, как и ваши родители, всегда дружили с русскими народными сказками, а сейчас жители Страны сказок приглашают вас на чаепитие.

Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.

Раунд общих вопросов

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)

3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)

5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)

9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)

10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)

Раунд блицвопросов

1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)

1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

2. Какую страну носят на голове? (Панаму)

3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)

Географический раунд

1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

2. На каком материке нет рек? {В Антарктиде)

3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)

4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)

Музыкальный раунд

1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)

2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)

3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)

4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)

5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («Втраве сидел кузнечик»)

Раунд «Мир живой природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? {Петрушки)

Литературный раунд

1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)

2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)

4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Ка- рабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)

5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)

6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)

7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)

8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)

9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)

Раунд загадок

1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)

2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)

7. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (Соль)

8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

9. Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест. (Гусь)

10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)

11. Много рук, а нога одна. (Дерево)

12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)

Интеллектуальная викторина "Что? Где? Когда?" для старших дошкольников ДОУ.

Цель.
1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. 2. Поддержать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. 3.Учить детей работать в подгруппах. 4 Уметь выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ и обосновывать его. 5. Развивать логическое мышление. 6. Воспитывать чувство взаимопомощи и усидчивость.
Материал .
Стол с игровым полем, разделенным на 8 секторов. Ребусы, дорожные знаки, картинки со слогами, карточки с цифрами, карточками с цветами светофора, аудиозаписи, фишки.

Звучит заставка передачи "Что? Где? Когда?" Заходят 4 команды детей / по 5-6 чел./ Каждая команда занимает места за своим столом.
Воспитатель: Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, зрители и гости! Сегодня у нас пройдет развлекательно - познавательная игра "Что? Где? Когда?" В ходе игры наши ребята покажут свои знания и умения полученные в детском саду. Каждая команда за правильный ответ будет получать фишки в виде землянички, потому что наш детский сад называется?


Дети: Земляничка!
Воспитатель: В конце игры мы подведем итоги. Кто соберет больше всех фишек – тот и будет победителем игры. Перед нами игровое поле. По краям разложены цифры. Я буду крутить стрелку, и на какое задание она укажет, то вы и будете выполнять. Готовы к игре?


Дети: Да!
Воспитатель: И так поприветствуем четыре команды! Команда номер один!
1 команда: "Знайки"!
Воспитатель: Девиз!
1 команда: Мы сильные и смелые, ловкие, умелые. Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!
Воспитатель: Команда номер два!
2 команда: "Почемучки"!
Воспитатель: Девиз!
2 команда: Мы пытливые умы. Мы с вопросами на "ты". "Почему?"-вопрос любимый! Помогает нам расти!
Воспитатель: Команда номер три!
3 команда: "Мудрецы"!
Воспитатель: Девиз!
3 команда: Мы почти, что мудрецы, много мы читаем. Умники и умницы - много знать желаем!
Воспитатель: Команда номер четыре!
4 команда: "Светлячки"!
Воспитатель: Девиз!
4 команда: Пусть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны!
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 8.


Воспитатель: И так задание под номером 8, это "веселые задачки". Сейчас я буду зачитывать задачки, вы сообща их решаете и правильный ответ мне должны показать..Карточки с цифрами лежат перед вами. Даётся по 15 сек на задачку.
1 задача: Яблоки в лесу поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных налитых, три с кислинкой. Сколько их? (8)
Воспитатель: Посовещайтесь. Время пошло.
Звучит музыка из передачи Что? Где? Когда?. Дети совещаются и считают. Каждая команда поднимает карточку с ответом.



Воспитатель: Хорошо следующая задача.
2 задача: Три ягненка дружно жили, да козлят еще четыре. Посчитай-ка всех скорей, сколько их в семье моей? (7)
Воспитатель: Посовещайтесь. Вы мне должны показать правильный ответ.



Воспитатель: И последняя задача. Задача на вычитание.
3 задача: Четыре зайца шли из школы и вдруг на них напали пчелы, Два зайчика спаслись от зла, а сколько не успело? (2)
Воспитатель: Будьте внимательны, совещайтесь.



Дети обязательно должны между собой совещаться и приходить к правильному ответу. Подводим итоги первого задания. Команды давшие правильные ответы получают фишки за каждый ответ.
Воспитатель: Продолжаем игру.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 7.
Воспитатель: Задание под номером 7-блиц Даётся по 10 сек на обсуждение и ответ. . Это вопросы по сказкам. Ребята вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вы должны знать ответы на эти вопросы:
1 вопрос: Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (вареньем).
2 вопрос: Во что превратила Добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).
3 вопрос: На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (поездом).
После каждого вопроса звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Команды обсуждают и назначают своего представителя для ответа. Представитель каждой команды отвечает. После чего воспитатель зачитывает правильный ответ. По итогам каждая команда получает фишки за правильные ответы.


Воспитатель: Продолжаем игру.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 3.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Петя задумался. Ему скоро идти в школу. Скажите мне одной фразой что такое школа?


Дети: Это там где учатся, пишут, считают, дружат, познают и т.д.
Воспитатель: Хорошо. Но вот Петя не знает, что ему взять с собой в школу. У вас на столах лежат конверты. А в конвертах есть картинки, достаньте их. Какие предметы здесь лишние и они вам не понадобятся в школе? И почему? Минута на обсуждение. Время пошло.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Дети обсуждают и выбирают картинки с изображением предметов, которые не понадобятся в школе. После чего представитель каждой команды отвечает на вопрос и объясняет почему тот или иной предмет не понадобится в школе. По итогам команды ответившие правильно получают фишки.



Воспитатель: Продолжаем игру.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 6.
Воспитатель: Задание номер 6. Это правила дорожного движения. У вас на столах лежат дорожные знаки. Я читаю стихотворение, а вы ему находите подходящий знак, показываете его мне и называете. Внимание! Слушаем!
Воспитатель: Мальчик с девочкой гуляли, В треугольник забежали. Все водители на свете Понимают – это дети. ("Осторожно, дети".) Какой это знак?
Воспитатель: Что означает этот знак?
Дети: Осторожно дети!


Воспитатель: Молодцы! Следующее стихотворение, слушаем!
Этот знак такого рода: Он на страже пешехода. Переходим с куклой вместе Мы дорогу в этом месте! ("Пешеходный переход".) Какой это знак?
Дети поднимают картинку с дорожным знаком.
Воспитатель: Что означает этот знак?
Дети: Пешеходный переход!


Воспитатель: Молодцы! Правильно. Следующее стихотворение Если знак такой висит, Значит, здесь проезд закрыт. Может быть, асфальт кладут Или яму роют. Может быть, кирпич везут, Дом высокий строят.("Проезд запрещен".) Какой это знак?
Дети поднимают картинку с дорожным знаком
Дети: Проезд запрещен!


Воспитатель: Хорошо! И последнее стихотворение, будьте внимательны! Посмотрите, знак опасный: Человечек в круге красном Перечеркнут пополам. …Тут машины быстро мчатся, Может даже быть несчастье.("Движение пешеходов запрещено".)
Дети поднимают картинку с дорожным знаком.
Воспитатель: Что означает этот знак?
Дети: Движение пешеходов запрещено!


Воспитатель: Молодцы все ответили правильно. Все команды получают по фишке. Воспитатель вместе с детьми: В городе по улице не ходят просто так. Когда не знаешь правил, легко попасть впросак. Всё время будь внимателен и помни наперёд "Свои имеет правила шофёр и пешеход."
Воспитатель: Продолжаем игру. Кручу-верчу отдыхать уже хочу!
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 5.
Воспитатель: Ребята и как раз под номером 5 у нас игра "светофор". Выходим все.
Звучит песня "Светофор" /Жасмин/. Дети танцуют.
1 куплет:
Каждый из нас знает прекрасно,
Что нарушать очень опасно,
Если порой едешь на красный
Делаешь ты это напрасно
Не выезжай на перекресток
Красный свет горит

Желтый мигнет лучиком света
Скорость включай правильно это
Ты полетишь как окрыленный
Скоро уже вспыхнет зеленый
Ты уж поверь здесь не напрасно
Светофор стоит

Припев:
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
Знаем с давних пор
Нужен нам светофор
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
Песенку мою
Каждый пусть запоет

2 куплет:
Едешь домой или на море
Песенку пой о светофоре
Пусть наизусть знает с пеленок
Песенку ту каждый ребенок
Не выезжай на перекресток
Красный свет горит

Припев:
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
Знаем с давних пор
Нужен нам светофор
Красный, желтый и зеленый
Стоп, готов, вперед
Песенку мою
Каждый пусть запоет


Одновременно воспитатель показывает цвета светофора. На красный дети стоят. На желтый- прыгают. На зеленый- шагают. По окончанию песни команды занимают свои места.





Воспитатель: Продолжаем игру.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 4.
Воспитатель: Задание номер 4. Перед вами лежит слоговая гусеница. На этой гусенице написаны слоги. Вы должны сейчас за одну минуту составить слова из этих слогов и записать их на листочке. Посмотрим у какой команды получится больше слов. И так время пошло, начали!




Зазвучала музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Дети обсуждают и записывают слова. По окончанию, команды зачитывают слова и считают количество слов.
Воспитатель: Ребята вы очень хорошо все постарались. И придумали очень много слов.Все команды получают фишки. Молодцы! Аплодисменты гостей.


Воспитатель: Продолжаем игру.
Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?". Воспитатель крутит стрелку. Стрелка останавливается на цифре 2.
Воспитатель: Задание номер 2- ребусы. Я сейчас раздам вам по 2 ребуса и вы должны будите за одну минуту их разгадать.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание;

1) Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
2) Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
3) Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
4) Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
5) Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.

Материалы к занятию:

1) Игровое поле (круг, разделенный на 8 цветных секторов с белыми стрелками).
2) Большой волчок со стрелкой и маленький волчок.
3) Маленькие круги (с изображением сказочных героев - 8 штук).
4) Черный «ящик» (шкатулка).
5) Конверты - 8 штук.
6) Карточки, с отпечатанными вопросами и ответами (7 шт. + 1 с - музыкальная пауза).
7) Глобус, карта с материалами, лампа.
8) Картинки с животными на магнитах (белый медведь, пингвин, жираф, кенгуру, зебра, лев).
9) Картинка с изображение прибора гироскопа. Семена пшеницы и пшеничный колос.
10) Иллюстрации людей в традиционных русских костюмах с орнаментом.
11) Магнитофон и кассета с записью музыкального произведения «Мы танцуем и поем» (отрывок).
12) Призы участникам игры:
- познавательные книги для детей;
- кубик-Рубика (или любая игра-головоломка)

Подготовительная работа:

1) Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций.
2) Проведение познавательных занятий, дидактических игр и бесед с детьми.
3) Семейные посещения художественного и краеведческого музеев, выставок в Центре народных ремесел.
4) Подбор познавательной и энциклопедической литературы для детей в библиотеках.
5) Исследовательская деятельность с детьми (проведение опытов).
6) Изодеятельность с детьми (декоративное рисование и беседы по русскому народному костюму).

Ход занятия;

На столе игровое поле (круг с 8 цветными секторами)
На каждом секторе - конверт с карточкой-вопросом и ответом.
Кружок с иллюстрацией сказочного героя.
Два сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим музыкальную паузу).
В центре игрового поля - волчок со стрелкой.
Ведущий - воспитатель.
Ведущий:

  • Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, зрители и гости! Игра наша называется «Что? Где? Когда?». Дети покажут свои знания и умения в различных областях науки, техники и искусства. Команда «Знатоки» сразится с командой «Сказочные герои», которые уже приготовили свои хитрые вопросы, трудные задания и спрятали их в конверты на нашем игровом поле.
  • Готовы играть? Прошу команду «Знатоков» занять свои места.

Напоминаю правила игры.

  • Первый ребенок крутит волчок, стрелка останавливается, я достаю из конверта карточку с вопросами. Начинаем нашу игру. Звучит музыка. Ведущий крутит волчок.

1-й Вопрос: Почему бывает день и ночь?
Ответ:
«Все знают, что днем светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повернута к Солнцу и освещается его лучами.
Можно доказать это опытом:
(свет лампы, глобус - вращение «Земли» вокруг своей оси).
Другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар все время вращается, как волчок, только не так быстро. Поэтому день и ночь сменяют друг друга».
Ведущий (воспитатель):
- Это правильный ответ. И опыт нам это доказывает.
Продолжаем нашу игру.
- Прошу следующего игрока закрутить волчок.
- Внимание, знатокам!
Вопрос от сказочного героя Емели.

2-ой Вопрос: «Почему белые медведи не едят пингвинов?»
Ответ: «Медведи не могут охотиться на пингвинов, так как живут эти животные далеко друг от друга. Медведи живут в Арктике, а пингвины - в Антарктиде. Главные враги у пингвинов - это кит, касатка и морской леопард (тюлень).
Ведущий:
- Прошу знатоков доказать свой ответ у карты.
(Ребенок показывает на карте Северный полюс и Арктику, помещает туда фигурку-магнит белого медведя, затем показывает Южный полюс и Антарктиду и прикрепляет фигурку-магнит пингвина).
Ведущий:
- Это правильный ответ.
(Крутится волчок и воспитатель по стрелке просит помощника внести Черный ящик ).
Ведущий:
- Внимание команде знатоков!

3. Задание от Дюймовочки: что находится в черном ящике? Слушаем внимательно: в нем находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится тепло, свет, вода.
Отгадайте, что же находится в черном ящике?
Ведущий:
- Команде знатоков дается три минуты на размышление.
(песочные часы).
Ответ: «В черном ящике мы думаем находятся семена растений, одно семечко. Зимой вся земля покрыта снегом, холодно. И семена могут спать долго, укрытые снежным одеялом. Но придет весна, пригреет солнце, побегут ручьи и семена проснутся и оживут. Семена растений начнут прорастать, ведь у них будет и тепло, и свет, и вода».
Ведущий:
- Замечательный ответ дали знатоки. Откроем черный ящик. Действительно это семена.
- Могут ли знатоки дать ответ, семена какого растения лежат в черном ящике?
(Семена пшеницы).

4 Ведущий:
- Давайте снова повернем волчок. Стрелка указывает на карточку, которую приготовил нам Чиполлино.
- Что означает значок на карточке?
Скрипичный ключ!
Чиполлино предлагает команде знатоков музыкальную паузу.
Включается музыка и дети выполняют ритмичные движения.
(Ведущий благодарит команду и предлагает занять игрокам свои места).
Крутится волчок.
Ведущий:
- Внимание игрокам!
Стрелка указывает на красный сектор. Кот в сапогах приготовил для вас загадку .

5. Загадка:
«Что не имеет своей формы.
Но колется, лепится,
Поднимается вверх.
Этим можно обжечься, но
Без этого невозможно жить!»
Ведущий:
- Команде Знатоков дается 3 мин. на размышление.
(Песочные часы).
- Прошу дать правильный ответ.
Ответ:
«Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!
Ведущий:
- Молодцы Знатоки! Вы правильно разгадали загадку Кота в сапогах.
- Прошу повернуть волчок и стрелка указывает на зеленый сектор.
Нас встречает сказочный герой - девочка Красная Шапочка. Она приготовила для вас картинки, на которых люди изображены в старинных русских костюмах, украшенных орнаментом.
Красная Шапочка задает свой вопрос команде Знатоков.

6.Вопрос: Почему орнаменты в русском костюме располагались по краю подола, рукавов, ворота?
Ответ: Вышивали орнамент по вороту, рукавам, краю подола одежды не просто для красоты. Узор в орнаменте идет по кругу. В старину люди верили что круг это символ солнца. А солнце дает тепло, свет, урожай. Защищает от холода, темноты, болезней, бед. Поэтому орнамент по кругу был оберегом - оберегал людей от зла. Вот почему орнаментом вышивали ворот, рукава, подол одежды, пояса, головные уборы.
Ведущий:
- Сложный был вопрос, но вы справились с ним и дали правильный ответ.
- Продолжаем нашу игру. (Крутится волчок. Стрелка указывает на желтый сектор).
Ведущий:
- Внимание, Знатоки! Конверт от Буратино, а в нем вопрос игрокам.

7. Вопрос; Найдите лишнее слово: Жираф, кенгуру, зебра, лев.
Ответ:
а) это кенгуру, т.к. живет в Австралии, а остальные - в Африке;
б) или это лев, т.к. он хищник, а остальные - травоядные.
(Ребенок показывает на карте Австралию и Африку - по просьбе ведущего).
Ведущий:
- У нас остался последний сектор с конвертом. Охраняет его сказочный герой - Стойкий Оловянный Солдатик.

8. Задание: (маленький волчок без опоры).
Просьба к игрокам закрутить волчок еще раз.
Обратите внимание на главное свойство волчка: пока он вертится, он сохраняет то положение, в котором был, когда волчок раскрутили.
- Внимание вопрос Знатокам.
Где люди используют главное свойство волчка?
Ответ: «Свойство волчка используют люди в приборах, которые управляют кораблями, самолетами, даже ракетами. С помощью волчка придумали прибор гироскоп. Он помогает ракете лететь точно по заданному курсу, без него не выведешь в космос спутник. Гироскоп помогает бороться с качкой морским судам. В шторм удерживает корабль в равновесии. Тогда и пассажирам не страшна морская болезнь. И машине корабля легче работать, и значит, она дольше служит. Гироскоп управляет автопилотом в самолете. Свернет самолет в сторону от курса, а волчок не хочет сворачивать и подает сигнал - включает мотор рулевого механизма. Заработал мотор, повернул руль самолета - и тот вернулся на правильный курс. Вот какая это не простая игрушка - волчок!».
Ведущий: Это верный ответ.
- Молодцы, Знатоки, вы сумели ответить на все вопросы, справились всеми заданиями. И победили в этой игре.
Команда Сказочных Героев награждает вас призами.
Ведущий; «Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой. И вот игра кончается, а дружба продолжается».

Литература:

  1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» (Издательство «Педагогика», Москва, 1975)
  2. «Астрономия в картинках» (Б. Левин).
  3. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» (Р.А. Жукова, Волгоград, 2006 г.)
  4. «Дошкольнику - об истории и культуре России» (Г.Н. Данилина, Москва, 2005).
  5. «Костюм киевской Руси» (Балашов М.Е., Санкт-Петербург, 2002 г.)
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» (№ 5 за 2006 г.).
  7. «В союзе с природой» Л.И. Грехова (Учебно-методическое пособие, Москва-Ставрополь, 2002 г.).
  8. «Транспорт: наземный, водный, воздушный». (Скоролупова О.А., Москва, 2006 г.)
  9. «Математика в детском саду» (В.П. Новикова, Москва, 2002 г.).
  10. «Дошкольникам о технике (И.И. Кобитина, Москва, 1991 г.)