"игры на занятиях ритмики". Музыкально - ритмичные игры для детей Ритмичные игры для детей

"игры на занятиях ритмики". Музыкально - ритмичные игры для детей Ритмичные игры для детей

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направленно образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психические напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития ребенка.

По методике Санкт-Петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

* Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий.

Специфика организации занятий.

* Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувств (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

* Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но т.к. оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением детей саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной части, необходимо соблюдать чувство меры.

В методике М.И.Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание детей на развитие чувства ритма, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. Основная направленность предлагаемой методики - психологическое раскрепощение ребенка.

Особенность данной методики – это акцентирование внимания педагогов на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность, Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.

Целью психологической работы с детьми по данной методике является следующее:

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Именно поэтому меня и привлекла эта методика, где в основе

лежит игра с детьми, сотворчество и психологический настрой игр, этюдов.

На первом году обучения, когда дети только пришли на занятия, они были немного скованы в эмоциях, делали только то, во время занятия, что давал им педагог. При выполнении индивидуальных заданий многие дети стеснялись показывать их перед всеми. После использования на занятиях психогимнастики стали заметны перемены в детях.

* Стали активны на занятиях.

* Сложнее стали творческие задания.

* Дети, пришедшие в эту группу позже, легче вливались в коллектив.

При планировании и проведении занятий у самой появилось стремление организовать занятия интересно, чтобы дети занимались с удовольствием. При изучении данной методики необходимо было выбрать именно те задания, которые можно было использовать на занятии по хореографии с детьми данного возраста. Используя данные этюды, игры как элемент урока я добилась разнообразия на уроке, заинтересовала детей занятиями, дети стали раскрепощенными, эмоциональными. И как итог работы, его обобщение, это проведение мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Мастер-класс

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Ястерова, я педагог Детско-юношеского центра № 14. Работаю в Театре мод «Отражение» Я очень рада вас сегодня видеть, на нашем мастер-классе. И надеюсь, мы плодотворно на нем поработаем.

В работе с детьми я на своих занятиях использую методику М.И. Чистяковой.

И тема нашего мастер-класса: «Психогимнастика,как универсальное средство для работы с детьми различной степени активности»

Теоретическая часть.

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться. В этом возрасте успешно является применение психогимнастики. Занятия по психогимнастике строятся в игровой форме, на которых дети изучают различные эмоции, учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

Что же такое психогимнастика?

Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы.

В методике М.И. Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память). Так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Основной акцент в психогимнастике делается на:

Обучение элементам техники выразительных движений.

Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Психогимнастика занимает особую роль в хореографии, а именно:

Раскрепощает детей

Расслабляет мышцы

Настраивает на работу на занятии.

Проведение игровых разминок.

Целью психогимнастики является снятие психоэмоционаоьного напряжения,

сохранение естественных механизмов развития ребенка, сопровождать и будить ростки его самостоятельности, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию не подавлять.

Психогимнастика включает в себя:

*Мимические и пантомимические этюды.

* Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Специфика организации занятий состоит в следующем:

* каждое упражнение включает в себя фантазию, чувства движения ребенка.

* все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все события и предметы должны быть воображаемыми, это облегчает внутреннее внимание детей.

Выполнение упражнений в психогимнастике все правильные и эти занятия способствуют развитию успешности у каждого ребенка. Дети успешны: правильно все, что они делают, делают все по-своему, как могут.

Психогимнастика используется в следующих случаях:

Снятие детских страхов;

Нарушение эмоциональной сферы;

Трудности поведения и характера;

Нарушение психомоторики.

В процессе занятий используются:

Различные виды игр;

Свободное и тематическое рисование;

Элементы театрализованной деятельности..

На занятиях по хореографии этюды и игры можно использовать в начале занятия.

* Ритуал- приветствие.

* Настрой детей на занятие.

* Разминка отдельных групп мышц тела.

В основной части занятия: * Отдых после тяжелых упражнений.

* Обучающие игры.

* Переключение внимания с одного вида деятельности

на другой.

В конце занятия: * Ритуал прощания.

* Успокоение детей.

Еще раз хотелось бы отметить, что все этюды, игры, строятся только на воображаемом материале. И на своих занятиях, я использую упражнения и игры по психогимнастике а также методику М.И. Чистяковой.

Целью мастер-класса является использование методики М.И. Чистяковой по психогимнастике на занятиях по хореографии.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, у вас сегодня есть возможность проиграть игры и упражнения из психогимнастики, и для этого я предлагаю выйти на середину класса.

Практическая часть у нас будет строиться на заполнении таблицы и проигрывании этюдов и игр по психогимнастике.

Схема отражает особенности организации психогимнастики на занятии в начале занятия, основной части занятия и в конце занятия. В таблице даны такие блоки как название, цель, формы и приемы время проведения.

В начале занятия в психогимнастике в хореографии используется такой ритуал, как ритуал приветствия.

Для этого я попрошу вас встать в круг, лицом в центр круга.

1 . Педагог: Здравствуйте. Сегодня я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру - « Дракончики ». Но сначала нам нужно в них превратиться, и запомните, что наши дракончики добрые. Давайте встанем в кружок, закроем глазки, почувствуем тепло наших рук, переходящее друг от друга, и мысленно пожелаем друг другу добра. Теперь я произнесу волшебные слова, и мы все превратимся в маленьких веселых дракончиков.

Брысь-брысь,

Вокруг себя повернись,

В дракончика превратись.

Наши дракончики особенные и поэтому приветствовать друг друга они будут по-особому. Для этого поставьте ноги как я, руки чуть отвели в сторону и наклоняемся вперед, приветствуя друг друга.

Спасибо.

Этим этюдом мы собрали внимание детей, настроили на занятие.

Как вариант можно использовать, что каждый ребенок по очереди на занятиях будет показывать свой поклон.

Вопрос . – Какие у вас были ощущения?

Оставайтесь стаять на середине класса, только встанем полукругом и обратимся к нашей таблице.

Название этюда «Дракончики»

Цель этюда: настрой детей, ритуал приветствия.

Форма проведения: этюд

Время проведения: 1-2 минуты.

Для проведения следующей игры встаньте, пожалуйста, в рассыпную по всему классу. Перемещаться по классу мы будем свободно, не наталкиваясь друг на друга.

2. Игра «Скорости»

Ставится любая ритмичная музыка.

Педагог: сейчас мы с вами будем передвигаться по классу, двигаться вы можете в произвольном порядке но, только внимательно слушая мой счет, а он будет меняться по скорости, и на каждый счет вы делаете шаг. (Педагог просчитывает музыку в различном ритме).

Как вариант, можно прохлопать.

Вопрос - Ваши ощущения? Какое упражнение было легче?

И вновь обращаемся к нашей таблице.

Цель проведения- настрой детей.

Время – 1-2 минуты. И первое упражнение рассчитано на младший дошкольный возраст, а второе упражнение на старший дошкольный возраст.

3. Игра: « По ровненькой дорожке».

Педагог: Сейчас мы пойдем гулять. Будут наши ножки шагать дружно по дорожкам. Шагаем в ритме стихотворения:

«По ровненькой дорожке

шагают наши ножки

топ-топ-топ.

Шагали наши ножки,

Устали наши ножки,

Устали, отдыхают, стоп!

Дети на слово «Стоп» останавливаются.

4. Игра « Гусли - самогуды» (релаксационно - танцевальный комплекс)

1. Педагог читает текст. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце

На высоком крыльце

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

« Кто сумеет станцевать

так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать,

Нашим царством управлять.

Гусли-гусли самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

2. звучит ритмичная музыка. Педагог читает текст, Дети стоят

«танцуют» мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет, стоит.

Ой, пустились плечи в пляс.

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать,

Тише музыка играть.

3. « Танцуют» мышцы ног.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

4. « Танцуют» мышцы живота .

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!

5. « танцуют» мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче.

Стали плечи затихать,

Затихать и засыпать.

6. « танцуют» мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

Один вариант этого упражнения

5. «Веселая зарядка»

Стоим свободно, в рассыпную по всему классу.

Исполняем упражнение под веселую, энергичную музыку.

Педагог : встали свободно, закрыли глаза. И сейчас начинает двигаться правое плечо, к нему присоединяется голова. Теперь добавили левое плечо. А сейчас присоединились руки и двигаются вместе с головой и плечами, а тут уже присоединились бедра и ноги и вот уже двигается все тело. Остановились ноги, затем встали бедра. Остановились руки, плечи голова остановилось все тело, Стоп!

Вопрос, – Какие у вас ощущения? Какое упражнения для вас было легче? Для какого возраста каждое из этих упражнений?

И обратимся к нашей таблице.

Цель- разогрев мышц, настрой детей.

Форма проведения – упражнения.

Время проведения 2-3 минуты.

ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Сейчас сядьте, пожалуйста, на коврики так, чтобы мы не мешали друг другу.

И я, прошу вас выполнить 10 раз упражнение на пресс для спины.

Устали? Ну, сейчас тогда время немного отдохнуть. Сядьте или лягте на ковриках как вам удобно и закройте глаза.

6. «Грезы».

Звучит тихая, спокойная музыка. После того, как откроют глаза,они делятся своими впечатлениями о том, что им представилось во время слушания музыки.

Еще один вариант из этой серии игр.

7. « Пробуждение»

Сидят на ковриках в удобной для них позе. Педагог подходит к любому и касается его плеча. Кого коснулись, «просыпается» (потягивается, открывая глаза). Проснувшись, будит другого, и т.д. Все это упражнение выполняется в тишине.

Как вариант, педагог сам « будит» всех

Вопрос, – Какие у вас были ощущения?

И снова обратимся к заполнению таблицы.

Цель провидения – успокоить детей, релаксация.

Форма проведения – этюд.

Время проведения 2-3 минуты.

8.«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет № 1, а кто №2. Вот сейчас № 1 будет – скульптором, а № 2 –глиной. Скульптор будет лепить из глины – волка

Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 –будет скульптором, а № 1 – глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Вопрос,- Какие ваши ощущения? Кем легче было быть: скульптором или глиной. Настало время заполнить таблицу.

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: этюд.

Время проведения: 2 минуты.

9. «Канон»

Цель игры: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Сейчас я прошу вас встать в круг, друг за другом

Руки положить на плечи впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимаем правую руку вверх первый, на второй- второй и т.д. Когда правую руку поднимут все, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, также под музыку по очереди опускаем руки вниз.

10. « Канон» для малышей.

Цель: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Стоят по кругу, лицом в центр круга. Под музыку поочередно делают следующие движения:

1-ый, на первый такт – приседает и встает.

2-ой, на второй такт хлопает в ладоши.

3-ий, на следующий такт – приседает и встает и т.д.

Вопрос,- Какой вариант сложнее и почему? Ваши ощущения после этих двух упражнений?

Обращаемся к таблице.

Цель: Развить чувство ритма.

Форма проведения: Упражнения.

Время проведения: 1-2 минуты.

11.Этюд «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему классу, не наталкиваясь.

Педагог : Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое.

А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие.

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные.

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные.

А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.

Вопрос,- Что было легче выполнить из данных упражнений?

Заполняем таблицу.

Цель: Снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Форма проведения: Этюд.

Время проведения: 2-3 минуты.

12. «Звуки» (детский смех, плач).

Оставайтесь стоять на своих местах. Сейчас вам предложат в записи определенные звуки, которые вы должны передать через свои эмоции, внутренние ощущения, мимику жесты, движения. При этом в слух мы ни чего не произносим. Задания понятно? Тогда выполняем.

Вопрос,- Что было сложного при выполнении этого задания?

Когда выполняешь это задание первый раз, то его сложно выполнить. Вот в этом нам и помогает психогимнастика, что к концу учебного года дели легко справляются с этой задачей.

Заполняем таблицу.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

13. «Машинки».

Встаньте, пожалуйста, парами, друг за другом. Тот, кто стоит впереди - машинка, а тот, кто стоит за ним - водитель.

«Машина» закрывает глаза. А водитель ведет машину. Если он кладет руку на правое плечо, то машина поворачивает на право. Если на левое плечо, то налево. Если берет за талию, то машина едет вперед, а если за голову, то машина едет назад. А когда водитель постукивает по лопаткам, то машина стоит.

Вопрос,- Ваши ощущения? Где было легче находиться?

Заполняем таблицу.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

14. «Танцы в паре» (под быструю и медленную мелодии)

Остались стоять в паре. Договоритесь в паре, кто будет № 1, а кто №2.

Сейчас я поставлю мелодию, под которую вы будете танцевать в парах. Но тот, кто № 1 – будет ведущим, а тот, кто № « - ведомым и он будет двигаться с закрытыми глазами. Задание понятно? Выполняем.

Сейчас поменяемся ролями.

Вопрос, - Кем вам было легче быть, ведущим или ведомым? Почему?

Заполняем таблицу.

Цель: Раскрепощение.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

15.Этюд « Тень».

Цель: Развивать наблюдательность, внимание.

Встали парами, один из вас - тень. Двое идут по «дороге»: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй, это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все движения первого.

Вопрос,- Какое из упражнений было легче выполнять «Танцы в паре» или «Тень»? Ваши ощущения?

Заполняем таблицу.

Цель: Развитие наблюдательности, внимания.

Форма проведения: Упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

16.Игра «Круг и кружочки».

Делятся на маленькие группы и встают в маленькие кружочки. Под тихую музыку двигаются по кругу в своих маленьких кружочках. Как только музыка заиграла громче, выстраивают большой круг. И, наоборот, когда музыка становится тихой, перестраиваемся в маленькие кружочки.

Вопрос,- для какого дошкольного возраста это упражнение.

Заполняем таблицу.

Цель: объединение детей, развитие музыкального слуха.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

17.Музыкальноя сказка.

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители другая артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с деткой и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо.

Каждому из героев говорится, кого он играет, и начинаем показывать под музыку.

18. Ритуал прощания «Звездочет»

Все вы сегодня маленькие звездочки, а звездочетом у нас будет Маша. Сейчас звездочки спят, закрыв глаза, но как только к ним подойдет звездочет и их разбудит они проснуться. Теперь звездочет соберет их всех в корзинку. Вот сколько звездочек

собралось. Они вырастут большими, покажите какими большими. Вон там Марина видишь, твоя звездочка поднялась высоко, потому что она сегодня хорошо сделала лодочку. А вот тут твоя Оля звездочка, потому что ты сегодня все выполняла старательно, и т.д. На сегодня наше занятие закончилось, всем до свидания!

19.Ритуал прощания с обручами.

Сейчас я полажу на пол 3 обруча. И попрошу встать в этот обруч тех, кто взял что-то новое для себя.

Во второй обруч тех, кто взял что-то интересное.

В третий обруч тех, кто ничего не взял.

Встали. А теперь поднимите обруч, покажите, как вы сегодня поработали.

Большое спасибо всем за работу. На этом наш мастер-класс закончен.

Разделы: Работа с дошкольниками

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, игр, ритмических разминок и музыкально-ритмических композиций, которые, хочется надеяться, помогут в работе и преподавателям по музыкальному воспитанию и преподавателям физкультуры и ритмической гимнастики в детских образовательных учреждениях.

Пусть жизнь наших малышей окружает красота и здоровье.

Упражнение – игра “Ножки – ладошки”

(для самых маленьких)

Примечание: Если дети совсем маленькие, то слова “правой, левой” можно заменить на “одной, другой”.

“Рыжая лошадка”

(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).

Физкультура для малышей

“Упражнения с листочками”

Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1-2 ребенка при помощи считалки:

Осень к нам опять идет
Листья детям раздает:
Штуку в каждую ладошку,
Положи их на дорожку
С листиками поиграй,
Потом осени отдай.

“Дождик”

(Ритмическая композиция для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений. Предназначена для развития чувства ритма, сообразительности, координации движений).

Примечание: текст произносится педагогом отчетливо, не спеша, чтобы дети успели сообразить и скоординировать свои движения.

Зимние игры-забавы

“Снеговик”

Примечание:

1 вариант – для малышей

2 вариант – для старшей и подготовительной группы

“Игра с Дедом Морозом”

(Для старших и подготовительных групп)

Примечание: Можно использовать на улице в зимний период. Для игры в зале

Можно использовать мячики малого размера или бутафорские снежки.

1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по...»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

(показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так
(показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так
(показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.


Мария Айрапетян
Музыкально-ритмическая игра как способ развития ритмической пластики детей старшего дошкольного возраста

Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому что снижается двигательная активность детей.

Вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телевизора, с планшетом в руках. Поэтому актуальная задача родителей и педагогов в первую очередь сохранить здоровье детей.

Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, умение взаимодействовать с социумом.

Музыкальная игра являются важным средством развития ребёнка.

Основная цель музыкально- ритмической деятельности дошкольников является: всестороннее, гармоничное развитие ребенка, обеспечивающее укрепление здоровья средствами танцевально- игровой гимнастики, формирование привычки к здоровому образу.

С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:

Двигаться ритмично

Координировать движения

Ориентироваться в пространстве

Эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер

Менять движения в соответствии с формой музыкального произведения

Взаимодействовать с коллективом сверстников

Импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений

Музыкально – ритмические игры

Игра «Дождик-солнышко»

Цель: Побуждать детей ритмично играть на музыкальных инструментах, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Дети делятся на две группы, раздаются музыкальные инструменты: одним колокольчики, другим бубны.

Ведущий: Дождик (дети играют на колокольчиках)

Солнышко (дети играют на бубнах)

Повторяется 4 раза.

Далее звучит музыка, дети кладут инструменты на пол и свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка заканчивается, дети должны взять любой музыкальный инструмент, ребенок, которому не хватило выбывает из игры.

Примечание: Если время на игру ограничено или детей много, можно убирать сразу по 2-3 музыкальных инструмента.

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга - ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий: Я гуляю по дорожке (марширует,

Детин на своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий: Погуляем, погуляем

В садике своем.

Дети: Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару - дружка.)

Пока! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

Пока! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т. д.

Игра «Создай свой танец»

Цель: Побуждать детей свободно импровизировать в танце, развивать лидерские качества, формировать умение у детей выступать сольно.

Ход игры: Один из участников исполняет соло, а остальные - зрители. Солист раскладывает на полу лоскуты так, как ему нравится, и выбирает музыку. После этого он танцует, импровизируя с лоскутами: прыгая по ним, как по кочкам, или кружась вокруг них. Когда танец завершен, солисту аплодируют, и он передает лоскуты следующему участнику.

Важно: Если дети - зрители утомляются, им можно предложить присоединиться к танцу, хлопая в ладоши.

Игра «Потанцуй со мной, дружок»

Цель: Побуждать детей к коммуникации с помощью танца, импровизировать, задействовать в игре всех детей.

Ход игры: Звучит музыкальное произведение двухчастной формы.

1 часть: Выходит ребенок, свободно танцует, в конце ищет себе пару.

2 часть: Дети кружатся в паре, в конце обнимают друг друга.

Примечание: если детей нечетное количество, то в пару с последним ребенком встает взрослый.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу.

Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу).

Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее, дети могут меняться музыкальными инструментами, двигаться во время игры Музыкально - ритмическая деятельность, как средство формирования художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста. «Самое.

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А.

Оксана Николаевна Демина
Музыкально-ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Музыкально -ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем , что они проводятся под музыку . С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально -ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей , способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально - ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста , которые могут использовать педагоги в процессе образовательной деятельности, в развлечениях, при подготовке детей к праздникам .

«Танцевальная фигура замри»

Цель :развивать творческое воображение у детей , формировать умение самостоятельно двигаться под различный характер музыкального произведения .

Ход игры :под музыку дети выполняют произвольные танцевальные движения. Педагог останавливает звучание музыки , а дети быстро придумывают танцевальную позу и замирают в ней. Педагог отмечает интересные танцевальные фигуры.

«Найди своё место»

Цель : закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры :ети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

«Пригласи на танец»

Цель :закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры : Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

«Созвездия»

Цель : развивать фантазию, закрепить знание математического счёта.

Ход игры :под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т. п., когда музыка прекращается педагог произносит задание : «Созвездие из 3 звёздочек замри!» или «Созвездие из 2 звёздочек замри!» и т. д. Дети придумывают коллективные фигуры. Игра продолжается 3-5- раз.

«Музыкальные стульчики »

Цель : закрепить ранее разученные танцевальные движения, развивать внимание, чувство ритма, пластичность и музыкальность .

Ход игры:

Все дети садятся по кругу на стульчики спиной в круг и рассчитываются на 1-2-3. За каждым номером закрепляется мелодия. Водящий стоит не далеко от круга.

Педагог включает мелодию №1 - вальс. Со стульчиков встают первые номера и за водящим по кругу выполняют вальсовый шаг.

Если звучит мелодия №2 - полька, то вторые номера выполняют за ведущим шаг польки.

Под русскую народную мелодию №3 третьи номера идут по кругу хороводным шагом.

Если звучит марш, то все дети встают со стульев и за ведущим маршируют по кругу. Как только музыка останавливается дети быстро усаживаются на свободные стулья. Кто остаётся, становится ведущим.

Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает детей у кого правильно и красиво получались танцевальные шаги, кто очень старался .