Два восклицательных знака в шахматах. Шахматная нотация - язык шахмат

Два восклицательных знака в шахматах. Шахматная нотация - язык шахмат

Шахматы - одна из древнейших и самая популярная интеллектуальная игра в мире. В них играют как индивидуально, так и командами; составляют шахматные композиции и задачи. В шахматном мире постоянно возникают новые разновидности игры со своими правилами, целями и способами их достижения.

Наименование самой игры происходит от персидских слов «шах» и «мат», что дословно обозначает «король (или шах) умер». Названия фигур со временем в разных регионах планеты менялось. В настоящий момент существуют их официальные названия, связанные, естественно, с историческими наименованиями, и принятые к использованию во время международных соревнований. В зависимости от этимологии обозначений шахматных единиц, некоторые из них имеют соответствующий внешний вид.

Количество фигур в игре

В классической шахматной игре на доске присутствуют 32 фигуры , по 16 у каждого игрока. В их число входят:

  • король;
  • ферзь;
  • две ладьи;
  • два слона;
  • два коня;
  • восемь пешек.

В конце игры (эндшпиль) количество ферзей, слонов, ладей может увеличиваться за счёт правила превращения пешек. Так, если последняя достигла самой дальней линии доски относительно своего начального положения, согласно правилам игры, она может быть заменена на любую другую фигуру (кроме короля). Чаще всего пешек заменяют ферзями , но иногда позиции соперников диктуют необходимость замены на более слабую фигуру. При этом количество вновь появившихся ферзей, коней, слонов или ладей не зависит от того, сколько осталось таких же шахматных единиц на доске.

Названия шахматных фигур

Большинство названий шахматных фигур являются калькой или переводом персидских обозначений, принятых ещё в древности. Некоторые единицы игры называются согласно обозначениям, принятым в европейских государствах.

Король и королева

Король - главный персонаж игры, которого все остальные должны защищать. Название шахматной единицы является переводом с персидского наименования «аль-шах» - король.

Ферзь - наиболее сильная единица на доске, поскольку может ходить на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Согласно историческим данным, первоначально ферзь был слабой фигурой и мог ходить только на одну клетку. С XV столетия в европейской шахматной мысли за ним закрепляются сегодняшние возможности в игре. Считается, что название произошло от персидского «аль-фирзан», в переводе - учёный, мудрец или полководец . В некоторых странах ферзя часто называют королевой.

Другие фигуры

Обозначения при записи

Названия шахматных единиц влияют также на записи партий, композиций или задач. Обычно, применяются два варианта записи - сокращения на родном языке (в любительских соревнованиях) и согласно международным обозначениям. Единственной фигурой, которая не имеет своего обозначения при записи, является пешка - в её случае записывается только направление хода (например, е2-е4, где латинскими буквенными символами обозначены вертикали игрового поля, а цифрами - горизонтали). Другие присутствующие на доске имеют следующие сокращения при записи:

  • Король: в русском языке сокращается до «Кр», в английском - до К (king).
  • Ферзь: «Ф» - русское сокращение, и Q (queen) - английское.
  • Ладья: «Л» и R (rook).
  • Конь: «К» и N (kNight).
  • Слон: «С» и B (bishop).

Иногда пешка может обозначаться в русском сокращении символом «п», в английском - р (pawn).

Шахматные фигуры, их названия и особенности поведения на доске менялись в течение столетий. Понимание этимологии названий и наименований единиц игры на иностранных языках напрямую помогает в чтении шахматной нотации и партий, задач и композиций.

Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.

Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?

Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.

Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

Нажмите на доску для увеличения

Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.

Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется "d4", так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.

Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:

  • Король - Кр
  • Ферзь - Ф
  • Ладья - Л
  • Слон - С
  • Конь - К
  • Пешка - не имеет обозначения.

Шах записывается «+»
Мат - «х»

В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.

Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+. То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.

Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера - это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:

Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:

  1. е2-е4 е7-е5
  2. Кg1-f3 Kb8-c6
  3. Cf1-c4 Kg8-f6
  4. Kb1-c3 d7-d6

После чего возникает такая позиция:

Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:

  1. е4 е5
  2. Кf3 Kc6
  3. Cc4 Kf6
  4. Kc3 d6

Для обозначения удара используется двоеточие ":"
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:

1.Сf3:c6 (короткая запись - 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1...Фg6:c6 (короткая запись - 1...Ф:с6)

Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.

Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.

Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a , b , c , d , e , f , g , h ), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e 4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:

Символ

(Русское сокращение)

Символ

(Английское сокращение)

Значение
Кр K (King) Король
Ф Q (Queen) Ферзь
Л R (Rook) Ладья
С B (Bishop) Слон
К N (kNight) Конь
п или ничего p (pawn) или ничего Пешка

Для записи ходов используются такие символы:

– (тире) Обозначение хода без взятия фигуры
x (крест или буква x ) Обозначение хода со взятием фигуры
0-0 , 0-0-0 Короткая рокировка, длинная рокировка
+ (плюс) Шах
# ( решетка) Мат
= (равно) Ничья
! , !! Хороший, очень хороший ход
? , ?? Плохой, очень плохой ход
!? Ход, заслуживающий внимания
?! Неоправданный, рискованный ход

Часто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x , для двойного шаха – двойной плюс ++ . Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.

Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:

  1. Номер хода.
  2. Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
  3. Обозначение хода или взятия фигуры.

Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом можно записать так:

  1. e2–e4 e7–e5
  2. Сf1-c4 Кb8-c6
  3. Фd1-h5?! Кg8-f6??
  4. Фh5×f7# (Фh5: f7#)

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:

  1. Номер хода.
  2. Символ фигуры, которой ходит игрок.
  3. Обозначение взятия фигуры при необходимости.
  4. Поле, на которое пошла фигура.
  5. Знак шаха или мата при необходимости.

Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:

1.e 4 e 5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)

Ходы чаще всего записываются в строку.

В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h 6. Запись хода ладьей h 7 будет выглядеть так: 1…Л7h 6. Ход ладьей h 2 следует записать: 1.Л5h 6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e 3 и b 4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e 3 как 1.Кexd 5 (Кe :d 5). Удар конем b 4 – 1.Кbxd 5 (Кb :d 5).

Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.

Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a 1 должна быть отмечена перед ладьей h 1, а пешки a 2 и c 2 перед пешками g 3 и h 4.

Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:

Белые: Крf 1, Фe 2, Лa 1, пешки a 2, f 2, g 2, h 2.

Черные: Крg 8, Фf 6, Лf 8, пешки f 7, g 7, h 7.

В этом уроке вы научитесь писать и читать на шахматном языке. Зачем это нужно? Дело все в том, что в дальнейшем будим изучать более сложные элементы шахматной стратегии, скоро изучим, как ходят фигуры. И чтобы всем было понятно , о чем идет речь , например, видя такую строчку: 1. е2-е4 е7-е5 2.Кb1-c3 Kg8-f6, мы должны говорить и писать на одном и том же языке.

Сразу скажу, что писать и читать шахматные ходы очень просто в конце этого урока, сами убедитесь в этом. И так приступим. Из урока (« »), вы уже успели узнать, что по краям шахматной доски нанесены цифры и буквы. Кстати буквы читаются на латинском языке: a–«а», b-«бэ», c-«цэ», d-«дэ», e-«е», f-«эф», g-«же», h-«аш» (в кавычках русское произношение). Цифры читаются обычно.

Давайте посмотрим на диаграмму 1, из нее видно, что каждой клетке на шахматной доске присвоено свое имя. a1 (а1), а2 (а2), а3 (а3), а4 (а4), с7 (цэ 7), с4 (цэ 4) и т.д. (в скобках русское произношение). Рассмотрим подробнее, откуда берутся эти самые имена. Для этого посмотрим на диаграмму 2. Из нее видно, что на пересечении тех самых букв и цифр образуется название клетки. Например, поле «g6» образовалось на пересечении буквы «g» и цифры 6. А поле «е4» появилось на пересечении буквы «е» и цифры 4. И так каждое поле из диаграммы 1.

Что касается фигур, то они тоже имеют свое обозначение:


Посмотрим на диаграмму 3. На ней два короля белый и черный. Белый король собирается пойти на поле c2 , а черный на d7, ход будет, записан так: 1. Кр d1 – с2 Кр d8 – d7. Разберем эту запись: 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7. Цифра 1. это номер хода, он записывается цифрами и по порядку (1., 2., 3., 4., 5., и т.д.). Кр – это обозначает какая фигура собирается сделать ход (Кр-король). После Кр стоит d1 это поле на котором стоит фигура. Знак «-» обозначает что фигура сделала ход. Второе значение c2 это поле, на которое пошла . То есть 1. Кр d1 – c2 Крd8 – d7 читается так, первым ходом белые король с поля d1 пошел на поле c2, черные ответили ходом, король с поля d8 пошел на d7.

Что касается знаков, то в шахматах используются следующие: «-» - дефис или тире, обозначает ход, «:» - двоеточие, ставиться тогда когда одна из фигур бьет другую (например: 1.Сf1:с4), «+» - плюс, обозначает шах королю, «х» - этим знаком обозначают что поставлен мат королю, «0-0» короткая рокировка, «0-0-0» длинная рокировка.

С первого раза это все кажется очень трудным, но через несколько дней, вы с лёгкостью сможете записывать и читать шахматные ходы. Перед тем как преступить к следующему уроку, рекомендуем выучить все обозначение полей и как они формируются, на случае если забудете обозначение! На этом наш урок подошёл к концу, если возникли вопросы, то можете их оставить в комментарии.

В русском языке используются такие обозначения фигур:

Кр - король (для короля применяются две буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь. Пешки не обозначаются первой буквой, а распознаются при отсутствии такой буквы. Например: е2, c5, a6 . Ход фигуры записывается с помощью ее обозначения и поля, на которое она ходит. Например: Фс5 (ферзь пошел на поле с5). Для пешек указывают только поля, на которые они перемещаются. Например: е5, а5 . Перед записью хода ставится его порядковый номер.

Когда фигура осуществляет взятие, следует ставить знак ": " или "×" между обозначением фигуры и полем, на которое она перемещается. Например, К:е5 (конь побил на поле е5), Л:еЗ . Когда взятие осуществляет пешка, нужно указать поле, с которого она перемещается, потом знак ":" и поле, на которое он переместился. Например: с:е5, а:Ь5 . В случае "взятия на проходе" поле, на которое перемещается пешка, обозначается как поле, куда она, осуществив взятие, окончательно встала, и к записи добавляется "е.р ." Например, е:d6 е.р . (хотя е.р . уже не используют).

Если две одинаковых фигуры могут пойти на одно и то же поле, то необходимо еще указывать горизонталь или вертикаль, на которой раньше стояла фигура, которая сделала ход. Например, Ксе2 (конь с вертикали "с" пошел на е2).

Для обозначения превращения пешки в конце записи хода указывается обозначение фигуры, в которую она превратилась. Например, е8Ф (пешка пошла на е8 и превратилась в ферзя); с:d1К (пешка взяла фигуру на d1 и превратилась в коня).

Короткая рокировка обозначается 0-0 .
Длинная рокировка обозначается 0-0-0.
Шах обозначается знаком "+ " в конце записи хода.
Мат обозначается знаком "# " или "++" или "×" в конце записи хода.

В книгах прошлых лет знаком "++" иногда обозначали двойной шах, а мат - знаком "х", взятие обозначалось или знак взятия вообще не ставился. Также раньше часто использовали так называемую полную нотацию. При записи хода полной нотацией указывается поле, на котором фигура стоит и через дефис поле, на которое она ходит. Например: Kg1-f3 (конь с поля g1 пошел на поле f3).

В шахматной литературе вы можете встретить в текстах партий также знаки для короткого комментирования . Укажем значение некоторых из них:

? - ошибочный ход

?? - грубая ошибка

! - сильный ход

!! - очень сильный ход

!? - ход, заслуживающий внимания

?! - сомнительный ход
+— - у белых решающее преимущество

+/— - у белых преимущество

+/= - у белых небольшое преимущество

Равная позиция
=/+ - у черных небольшое преимущество

/+ - у черных преимущество

+ - у черных решающее преимущество

Результат партии записывается так:
1:0 — белые выиграли
0:1 — черные выиграли
½: ½ — ничья