Дидактические игры на развитие музыкальных навыков. Игры на развитие музыкально-ритмических способностей у детей

Дидактические игры на развитие музыкальных навыков. Игры на развитие музыкально-ритмических способностей у детей
Дидактические игры на развитие музыкальных навыков. Игры на развитие музыкально-ритмических способностей у детей

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкально – сенсорных способностей.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Птицы и птенчики

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие и высокие).

Ход игры: У каждого ребёнка по одной картинке (кружку).Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком (маленький жёлтый кружок), если звук низкий – поднимают картинку с птицей (большой коричневый кружок)

Игровой материал : Картинки с большой птицей и птенцами или кружки разные

По величине и по цвету.

Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Воспитатель играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную картинку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

Лесенка

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой педагог играет на инструменте и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать картинку с соответствующим изображением.

Игровой материал: Демонстрационный материал - «Лесенка».

Угадай колокольчик

Цель: Различить звуки по высоте(низкий, высокий)

Ход игры : Педагог звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети распознают звуки и поднимают карточку.

Игровой материал: Низкий звук – синий треугольник, высокий звук – красный

Треугольник.

Игры на развитие чувства ритма.

Игра с бубном

Цель: Вызывать у детей радость и желание играть на шумовых

Инструментах.

Ход игры: Педагог играет ритм мелодии, дети повторяют, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте.

Игровой материал: Любой музыкальный шумовой инструмент.

Имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко: Та – ня, Се – рё – жа, затем отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например:

кош –ка, со – ба – ка.

Игровой материал : Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

Карусель

Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.

Ход игры: Исполняется пьеса «Карусель» Г. Левкодимова, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому – либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.

Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

Игры на различие тембровой окраски.

В лесу

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня в этот лес, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица –« Лес», картинки зайца, медведя, лисички, кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр.Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись.

Игры на различие динамики .

Громко - тихо

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

Тише, громче в бубен бей.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню, дети, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.

Игровой материал: Бубен.

Громко – тихо запоём.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Спрятать игрушку.

Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

Игровой материал: Любая игрушка.

Игры на восприятие музыки.

Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Ход занятия: Детям раздаётся по одному набору карточек (солнышко и тучка) и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них и показывают карточки.

Игровой материал: «Солнышко» - красные кружки, «тучка» - синие овалы.

Буратино.

Цель: По вступлению дети угадываю название песни. Определяют запев, припев к песне.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать по вступлению. Игра может проводиться на муз. з

анятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: аудиозапись, картинки к муз. произведениям, Буратино (игрушка).

Песня – танец – марш.

Цель: Развивать представление о жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. Определяют «трёх китов» музыки, изображают жестами рук – песню, танец, марш.

Игровой материал: Карточки «Три кита».


Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

- «Определи по ритму»

- «Вспомни мелодию»

- «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

- «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

Игры на развитие певческих способностей:

- «Музыкальный волчок»

- «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

- «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

- «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

- «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения ):

Игра «Ритмическое эхо»

Цель : развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический

рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие

треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают

по 2-3 карточки.

(Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры : учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на

одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой

закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении

игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса

ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или

ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение

точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры : учитель на доске изображает ритм или ритмическую

схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,

прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты

из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих

способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры : учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда

получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется

и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются

разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает

игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения : из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,

руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления

используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере

приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской

культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные

музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики

прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,

которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных

инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие

инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

(Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры : учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый

свою часть песни.

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого

наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление

стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце

четверти, года) или как концерт для именинника.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление

выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры : учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры : после разучивания нескольких песен (можно в конце

четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:

с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения : каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает

свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет

один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп

исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит

исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко - тучка »

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий

«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены

тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : при прослушивании музыкальных произведений,

учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,

почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и

сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке »

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,

воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра : учитель предлагает прослушать песню или музыкальное

произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о

прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?

и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых

были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов

деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и

темы урока.

Игра «Клоуны »

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а

другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского

«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и

выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка

мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для

закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

Игра «Музыкальная викторина »

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие

музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры : учитель исполняет или дает в записи музыкальные

произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,

так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся

в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,

ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры : учитель помещает новые рисунки детей за четверть и

предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)

отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на

дополнительные вопросы.

Заключение.

Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают

активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие

способности, помогают ребятам раскрыться.

Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не

только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они

активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное

влияние на ее развитие.

Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок

затронул его душу.

В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они

запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,

элементы музыкальной речи.

1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать

на уроках, но и применять эти знания в жизни.

2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить

относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,

интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,

Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки

позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на

развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Музыкальные игры как основной фактор развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по организации внеурочной деятельности детей педагогадополнительного образования Христофович Елены Евгеньевны.

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. (Игра – основной вид деятельности младших школьников).Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Используя музыкальные игры, учитель имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Музыкальные игры

«ВОСЬМЕРКА»

Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.

Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«ЗОВ»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН»

К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска нарисованы пять нотных линий, на которых помещены ноты (от «до» до «си») по кругу.

Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему песенку-попевку от любого звука. Попевку музыкальный руководитель подбирает заранее. Это может быть не только песенка, но и мелодия из какого-нибудь музыкального произведения, которую воспитатель наигрывает на музыкальном инструменте. Вращается диск телефона вправо (по часовой стрелке), стрелка останавливается, например, против ноты «ре». Все поют песенку-попевку от этого звука. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется та же песенка или мелодия, но только от другого звука, которую поют все дети или индивидуально тот или иной участник игры.

«ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Цель игры заключается в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, чистом исполнении, умении правильно извлекать звук. Используются фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков. Учитель прохлопывает ритмический рисунок, а ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Можно увеличить количество карточек и тогда каждый играющий имеет возможность выкладывать рисунок на столе.

«ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА»

Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, один из них назначается «лесником». Каждый ребенок выбирает, каким животным или птицей он хочет побыть. Для каждого голоса руководитель подбирает звук или мелодию, которую ребенок должен пропеть, подражая голосам зверей или птиц.

В голосе кукушки могут быть наиграны два звука, представляющие собой какой-то музыкальный интервал, например кварту. Звуки нажимаются поочередно, сначала верхний, потом нижний, что будет соответствовать «ку-ку».

Дети разбегаются по комнате, играя роль своего животного. Кто-то сидит, кто-то ходит или лежит, кто-то спрятался «в зарослях».

По знаку руководителя «лесник» начинает ходить между разными животными и слушать их. Начинают петь по заранее установленной очередности. Тот, до кого «лесник» дотронется, прекращает петь. Когда руководитель задаст тонику или наиграет мелодию, начинает петь другой игрок.

Очень важно в этой игре правильно воспроизвести мелодию или пропеть звук, передав голос животного или птицы.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Учитель предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.

«Послушайте, сначала я вам расскажу, – говорит учитель. – Маша вышла на улицу, спустилась по лестнице (поет гамму, идущую вниз, в до-мажоре). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (поет развернутое мажорное трезвучие снизу вверх). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Руководитель может помочь, подыгрывая на музыкальном инструменте (задавая тонику, изменяя мажорный лад на минорный, переходя в другую тональность).

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит учитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте). «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано).

«РЕЧИТАТИВ»

Речитатив – исполнение мелодии говорком. Для отработки этого музыкального приема могут быть использованы различные детские скороговорки.

Учитель проговаривает скороговорку, а дети пропевают ее (либо на одном звуке, либо воспроизводят наигранную мелодию). Например:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке рак.

Сунул Грека руку в реку -

Рак за руку Греку цап!

Дети пропевают скороговорку на одном звуке «до» или поступенно: до-до-ре-ре-ми-ми-фа-фа, фа-фа-ми-ми-ре-ре-до (пауза – берут дыхание). Слово «рак» на звуке «до» немного тянется (четвертная нота). Вторая фраза – аналогичная первой.

Слова проговариваются четко, «на стаккато» (отрывисто), в быстром темпе (подвижно).

«ВЫДЕРЖИ ЗВУК»

Музыкальный руководитель дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем педагог просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания.

Потом руководитель дает другой звук, выше или ниже на определенный интервал. Дети поют все или каждый индивидуально.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Для игры потребуется шкатулка (коробка), где спрятаны различные ритмические мелодии. Ритм записан длительностямина отдельных карточках.

Дети по очереди вынимают карточки из шкатулки и прохлопывают ритмический рисунок, который там записан.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»

В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:

дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Суть этой игры аналогична телевизионной, всем известной. Желающие могут разделиться на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.

Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О продолжительности игры по времени игроки договариваются между собой.

«ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Игра развивает слух, эрудицию, внимание.

Ведущий прохлопывает в ладоши мотив задуманной песни, а игроки должны отгадать ее и исполнить.

Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывает более сложную мелодию или выбирает игрока, который исполнил песню лучше всех. В любом случае водить больше трех раз нельзя. Исключением является тот случай, когда на третий раз песня не отгадывается ни одним игроком. При таком варианте можно повторить ее еще раз и только после этого загадывать следующую.

Песню можно прохлопать в ладошки, протопать ногой или отстучать карандашом или другим предметом по столу. Загадываются только те песни, которые знают все или почти все участники игры. Старые, мало знакомые песни лучше не брать, поскольку их очень трудно отгадать.

«РАЗ-ДВА»

Главная задача этой игры заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения. По команде учителя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем – медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких.

Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение.

«КОТ И МЫШИ»

Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» – требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

Кто-то из детей играет роль кота. «Кот» сидит на корточках или свернувшись на стуле у одной из коротких стен комнаты. Глаза у «кота» закрыты. Остальные дети выступают в роли мышей, расположившихся у противоположной стены, в «норе» (за чертой, отграничивающей безопасную для «мышей» территорию).

Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются тихо. «Мыши» тихонько выходят из «норы», бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях («ищут пищу»). «Кот» делает вид, что спит. Трогать «кота» запрещается.

Звучат такты 13-16. «Кот» под громкую музыку открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою «нору». Пойманные «мыши» садятся в стороне на стулья. Игра повторяется. По окончании игры не пойманные «мыши» идут выручать пойманных.

Дети – «мыши» – могут ходить на носках или бегать, подражая беззвучному, суетливому движению мышей. Громкое звучание последних тактов передается стремительностью бега. При разучивании игры «кота» исполняет взрослый. Такты 1-8 можно иногда повторять, чтобы дети не привыкали к одинаковой продолжительности музыки.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

Эта игра помогает закрепить новую песню, попевки на различных музыкальных инструментах. Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ведущийпроигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.

Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!

Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.

На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.

На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.

Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.

Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

игры на развитие звуковысотного слуха

«Лесенка», «Музыкальное лото»

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

игры на развитие ритмического слуха

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

игры на развитие тембрового слуха

"Угадай, на чем играю»

Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.

Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.

Ход : у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.

«Музыкальный цветок»

Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.

Материал : лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.

«Музыкальное дерево».

Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.

Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.

игры на развитие динамического слуха

«Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.

Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.

Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.

«Бубенчики»

Цель: учить детей различать силу звучания.

Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.

Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)

Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Материал : шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.

Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.

Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.

Литература:

1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.

2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.

3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.

5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Я. : «Академия развития», 1997.-240с.

www.maam.ru

Пояснительная записка:

Формирование коммуникативности- важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыкиразвиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы предлагаемигры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенныецели и задачи:

  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров « Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
  • развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Клеевой ручеёк

Цель:развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель:развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель:снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель:развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Подарок на всех

Цель:развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель:Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование:Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель(показывает на лежащий на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной.

А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель.Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети.Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель:развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились –помириих.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.

Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель:развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель:Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Предварительная работа:

Содружество с родителями (законными представителями) выставки развивающих игр “Любимая игра моего ребенка”.

- «День открытых дверей» посещение группы в течение дня (презентация настольно-дидактических игр с учётом возрастных особенностей и обучающих задач) .

Фотовыставка «STOP - КАДР» на тему «Играя, растем и развиваемся».

Информационная листовка «Дидактическая игра, как средство творческого развития природной одаренности ребенка».

Ход семинара - практикума

Выступление педагога психолога:

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта.

Конечно, наши возможности в развитии не безграничны.

Практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения ООП дошкольнику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом.

Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами начальная школа.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дошкольники учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Выступление старшего воспитателя:

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.

Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к обучению в школе, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Не секрет, что каждый из вас хочет видеть своего ребенка в чем - то одаренным.

Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей. Давайте сегодня, рассмотрим игры, которые повышают интеллект ребенка.

Воспитатель:

(показ слайд – презентации «Разнообразие головоломок)

Практическая часть семинара - практикума:

Подготовьте пять одинаковых квадратов разного цвета.

Обязательное условие, чтобы они были двусторонними, то есть цветными с двух сторон. Каждый квадрат разрежьте на 2-4 части.

Первый - по диагонали (два больших треугольника) , второй по вертикали (два прямоугольника) , третий по вертикали и горизонтали (четыре квадрата) , четвертый - на четыре части по диагоналям (четыре треугольника) , из пятого квадрата вырежьте круг.

Это достаточно простая головоломка, которая познакомит, или закрепит знания малыша об основных геометрических фигурах.

Помимо складывания из фигур квадратов в эту игру можно играть как в геометрический конструктор. Составлять различные фигуры и силуэты.

Для мозаики можно вырезать пару или тройку таких комплектов. А если их еще наклеить на магнитные ленты, то получится настоящая магнитная мозаика на холодильник, которая не только разовьет вашего малыша, но и не заставит его скучать, пока Вы заняты на кухне.

Воспитатель:

Головоломка «Танграм» (для детей 4-5 лет)

Для детей постарше можно купить готовые геометрические головоломки, такие как «Танграм» или квадрат «Пифагора».

Принцип остается тот же, только элементов, из которых собираются квадраты уже намного больше.

Например, квадрат «Танграма» разрезается на 5 треугольников, квадрат и параллелограмм. Из него собирают фигуры по образцам - силуэтам, но если такая задача для ребенка еще сложна, можно придумывать свои узоры и фигуры.

Особенно интересно смотрятся построенные фигуры людей и животных.

Смастерить родителям такую логическую игру тоже не составит особого труда.

Материалом может быть двусторонний картон или пластик от офисной папки.

Воспитатель:

Счетные палочки Х. Кюизенера.

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм.

Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Педагог психолог:

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) , логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) .

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) .

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собойнабор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые) ;

в) двух размеров (большие и маленькие) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие) .

(показ слайд – презентации «Игры с логическими блоками Дьенеша»)

Педагог психолог:

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру) . Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры) .
  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине) ?
  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) .
  3. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .
  1. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине) .
  2. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .
  2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  3. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине) .
  4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.
  5. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  6. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход
  7. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  • Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
  • цвет обозначается пятном;
  • величина - силуэт домика (большой, маленький) ;
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) ;
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий) .

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Воспитатель:

«Головоломки со спичками»

Головоломки - задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга. В заданиях со спичками, как правило, из одной фигуры фигуру и потом, путем перекладывания заданного количества спичек нужно получить другую фигуру.

Вам нужно переложить 1 спичку так, что дом смотрел на нас другой...

Переложи две спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Воспитатель:

«Собираем с детьми пазлы»

Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук) , крупных по размеру. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, достаточно одного или двух.

Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазлы с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого.

Можно сделать самим.

На полный картон наклеить картинки с отдельными элементами так, чтобы после разрезания на каждом кусочке осталось целое изображение, а не его часть.

Заключительная часть

Старший воспитатель:

Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.

Литература

  1. Игры со спичками
  2. Дидактические игры для детей среднего возраста. Бурцева И. В. Дошкольная педагогика -2013. -№ 3. -с.63.
  3. Интернет-ресурсы

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников - Презентация 28951

(дома, дворцы, мосты) , транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты) , скульптур (животные) из различных видов конструктора.

Задания на объемно-пространственное мышление

Вербальные дивергентные задачи

АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

Игровые правила

Кто больше заметит небылиц.

Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу - кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку - штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия.

Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают - почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

Веселый таймаут

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей.

МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ……….

При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

Придумай предложение

«Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

Азбука игры. Игробанк

Жилище животного

«Чей дом?».

Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

Складушки

«Складушки - вычиталки».

Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

Треснувшая пластинка

«Треснувшая пластинка».

В нее можно играть и в комнате, и на прогулке. Играющие избирают вожака, а тот дает каждому из них смешное имя (Шпунтик, Пузырек, Пончик) . Затем он начинает задавать одному из игроков вопросы, на которые нужно отвечать только своим «именем», как паролем.

Отвечать надо быстро - в течение трех секунд, задержки наказываются штрафным очком либо фантиком. При этом ни в коем случае нельзя смеяться. Даже если все вокруг покатываются со смеху. Улыбнулся - значит проиграл.

Если водящий улыбнулся, то его заменяют. Кто ошибется, тот попадется, Кто засмеется, тому плохо придется!

Метла

Итак: /вопросы водящего/ -Кто ты? -Метла! -А это что у тебя? (водящий показывает на руки игрока) -Метлы! -А это что?(показывает на волосы) -Метлы! -А зубы ты чем чистишь? -Метлой. -А чем пишешь и рисуешь в тетради и альбоме? - Метлой -А чем ешь суп? - Метлою… Другому игроку вожак задает другие вопросы. Победитель тот; у кого меньше штрафных очков.

Дивергентные задачи

на базе приемов творческого воображения (третий блок) .

Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Азбука фантазирования фанбука

«Аналогии» – Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг «треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы.

Что получится, если к треугольнику подрисовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника?

Овала? Круга Прямоугольника?

Подробней на сайте 900igr.net

Разделы: Работа с дошкольниками

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.

Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:

1)ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры". Поставила цель : определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.

Для достижения цели выделила задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей Игры, развивающие музыкальный слух Игры, развивающие чувства ритма Игры, способствующие восприятию музыки Игры для развития музыкальной памяти
Младший и средний возраст "Музыкальная лесенка",

"Озорное эхо", "Где мои детки",

"У бабушки Нюры",

"Курица и цыплята",

"Кто в домике живет?"

"Песенка про имя",

"Кто твой дружок?",

"Прогулка",

"Долгий - короткий",

"Шаг и бег",

"Игры с ладошками, с палочками"

"Воротики",

"Круг и кружочки",

"Заводные игрушки"

"Сколько птичек поет?",

"Что делают в домике"и др.

Старший возраст "Нарисуй мелодию",

"Птичий концерт",

"Колобок",

"На чем играю?",

"Три поросенка"

"Прогулка в парке",

"Шаловливые сосульки",

"Зимние узоры",

"Ритмический оркестр",

"У Белочки день рождения",

"Игры с ладошками, с палочками",

"Находим ритм в стихах и музыке"

"Слушаем внимательно",

"Верные друзья",

"Забавная игра" и др.

"Волшебный волчок",

"Какая музыка",

"Сколько нас поет?",

"Сломанный телевизор"

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника "Прилетели журавли и соловушки малы", юбилейного концерта "С днем рожденья, детский сад!".

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 - 2008 уч. год - 86%, 2008 - 2009 уч. год - 90%, 2009 - 2010 уч. год - 98%,)