Дидактические игры культура поведения за столом. Дидактические игры для детского сада

Дидактические игры культура поведения за столом. Дидактические игры для детского сада
Дидактические игры культура поведения за столом. Дидактические игры для детского сада

Анастасия Новикова

Настольно – печатная дидактическая игра «Правила поведения дошкольников . Этикет »

Цель разработки пособия :

Формирование культуры поведения и общения детей

Задачи :

Знакомство с правилами этикета ,

Формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

Развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе,

Способствовать развитию речи : говорить правильно , точно и красиво, обогащать словарный запас,

Развивать внимание и память.

Правила игры :

В игру могут играть 2–4 человека (которых дети выбирают по считалке) . Они выбирают фишки и распределяют очередность хода, располагают свои фишки на старт, и с помощью кубика ходят по очереди по цветным кружкам. Например, фишка остановилась на синим круге, игрок берет карточку из стопки с кружком синего цвета и выполняет задание,предложенное в карточке; если на зеленом круге берет из стопки с кружком зеленого цвета. Если фишка остановилась на белом круге, игрок пропускает ход. Если игрок попадает на круг «бонус» ,он берет карточку из стопки с названием «бонус» . Если правильно выполняет задание , предложенное в карточке, делает дополнительный ход. При попадании на круг «театр» берет карточку из соответствующей стопки и выполняете задание, предложенное в карточке. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша. Но вы не должны мешать другу, слушать и отвечать, при необходимости вы можете дополнять ответы товарищей, но нельзя подсказывать пока товарищ не ответил; нельзя нарушать очередность хода; и сдвигать фишки товарищей.

Начинается игра под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом, правилами игры и ответами детей (после игры воспитатель подводит итог.)


Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 г. Сосногорска»

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

Подготовил:

воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 14 г. Сосногорска»

Пашина А.Н.

г. Сосногорск

2014 г.

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Как дарить и принимать подарки.

Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.

Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам;

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

    Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

    Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

    До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

    Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…(извините).

    Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

    Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

    Если друг попал в беду,…(помоги ему)

    Решай споры словами, …(а не кулаками)

Дидактические игры по этикету и культуре поведения Младший дошкольный возраст "Расставь все по местам" Цель. Закрепить знания детей о чайной и столовой посуде, о столовых приборах. Активизировать употребление слов "чайный", "столовый". Материал. Карточки с изображением различных видов посуды и приборов. Ход игры Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: "Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы". За правильное выполнение задания дети получают фишку. Старший дошкольный возраст "Как вести себя за столом" Цель. Закрепить правила поведения за столом. Ход игры Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения за столом отметить хлопками в ладоши правильные. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Глотать большие куски. Не чавкать. Ковырять в зубах пальцами. Класть в рот небольшие куски. Чавкать. Вытирать рот рукавом. Спешить. Пить залпом. Выплевывать косточки на стол. Хорошо пережевывать пищу. Не говорить с полным ртом. Чистить зубы зубочисткой. Пользоваться салфеткой. Дуть на суп. Бросать салфетку на пол. Примерные конспекты занятий по этикету и культуре поведения Младшая группа "Знакомство с ножом" Цель. Познакомить детей с приемами использования столового ножа, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанный из картона нож - человечек (с руками, нарисованным лицом, галстуком); красиво оформленный бумажный пакет, ширма для настольного кукольного театра. Ложка, вилка, масленка с маслом, сладкий чай. На каждого ребенка - кусочек хлеба, пирожковая тарелка, чашка с блюдцем, два столовых ножа (один - для рассматривания, другой - для работы). Ход занятия Воспитатель предлагает найти в игровом уголке бумажный пакет (с картонным ножом внутри). Дети находят пакет и приносят его воспитателю. Воспитатель. Давайте посмотрим, что в этом пакете. (Открывает пакет вместе с детьми. Достает нож-человечка.) Как вы думаете, кто это? (Нож.) Правильно. Давайте присядем и послушаем этого господина. Узнаем, зачем он к нам пришел. Дети проходят к стульчикам и садятся. Используя ширму для настольного театра, воспитатель от имени ножа беседует с детьми. Нож. Здравствуйте, дети! Вы узнали меня: я - столовый нож. Вы знакомы с моими сестрами - вилкой и ложкой? (Да.) Для чего они нужны? (С ними удобно есть.) Правильно. Вилка и ложка помогают во время еды. Я тоже хочу вам помогать. Посмотрите (показывает ложку и вилку), мы с сестренками похожи? (Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на наличие ручек у ложки, вилки, ножа - они необходимы, чтобы было удобно держать приборы.) Но у меня еще есть лезвие. С одной стороны оно острое, чтобы можно было резать мясо, отрезать хлеб. Я помогаю людям с давних пор и надеюсь, что и с вами мы подружимся. Теперь мне пора идти к другим детям. Но я хочу оставить вам в подарок своих младших братьев. (Воспитатель показывает красивую коробку с набором ножей.) Постарайтесь подружиться с ними. До свидания! Воспитатель. Спасибо тебе, господин Нож! (Нож скрывается за ширмой. Воспитатель достает из коробки ножи и раздает по одному каждому ребенку.) Потрогайте нож. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? (Ответы детей.) Посмотрите, у ножа есть ручка и лезвие. Покажите ручку, потом лезвие. (Дети выполняют задание.) С одной стороны лезвие острое. С ножом надо обращаться очень осторожно. Положите ножи на мой стол. (Дети выполняют. Входит помощник воспитателя с нарезанным хлебом и маслом в масленке.) Хотите сделать бутерброд? (Да.) Садитесь на свои места. (Воспитатель раздает другие, чистые ножи. Показывает каждому ребенку правила приготовления бутерброда: кусочек хлеба кладут на тарелку, придерживают одной рукой, а ножом, держа его в другой руке, намазывают масло. Дети повторяют ее действия.) Какие молодцы! Вы научились намазывать масло на хлеб, как взрослые. Теперь вы всегда можете пользоваться ножом! Проводится чаепитие с бутербродами. Средняя группа "Накроем стол к чаю с конфетами" Цель. Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю. Активизировать словарь: чайная пара, чайная ложка, заварочный чайник, конфетница. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Материал. Скатерть, салфетница с салфетками, набор чайной посуды, сундучок. Ход занятия Появляется Карлсон (его роль исполняет взрослый). Карлсон. Здравствуйте! Воспитатель. Здравствуй, Карлсон! Ты как здесь оказался? Карлсон. Да я мимо пролетал, замерз. На улице холодно, решил к вам заглянуть, погреться. Можно? Воспитатель. Как мы можем побыстрее согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (Ответы детей.) Карлсон. Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями. Воспитатель. Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая. Все вместе расстилают скатерть, расставляют чайную посуду, называют ее: чайная пара, чайная ложка. Карлсон иногда ошибается, переспрашивает. В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно держать чашку (за ручку), где должна лежать ложка. Когда стол накрыт, воспитатель предлагает отойти от него и полюбоваться сервировкой. Спрашивает у детей, что им нравится. Обращает внимание на скатерть: она белоснежная, отглаженная. Карлсон. По-моему, здесь чего-то не хватает... Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать? Чтоб открылся сундучок, Расскажи-ка мне, дружок: Что ты скажешь, если вдруг Угостит тебя твой друг? Дети. Спасибо. Карлсон. Что ты скажешь, мой дружок, Если в гости вдруг придешь? Дети. Здравствуйте. Карлсон. Что ты скажешь, дорогой, Если ты пойдешь домой? Дети. До свидания. Карлсон. Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно. Воспитатель. Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу.) Можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза называется конфетницей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее конфеты. Благодарят Карлсона.) Воспитатель. Знаешь, Карлсон, для чаепития с конфетами нам понадобятся еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок пробует сам поставить тарелочку с левой стороны). Вот теперь можно садиться за стол. В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол. Воспитатель. Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей.) Карлсон. А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то? Воспитатель. Давай, Карлсон, мы тебя научим правилам этикета и расскажем, почему так не делают. Карлсон. Согласен. Воспитатель. Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетнице остались конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной конфеты. Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за ручку; можно придерживать за донышко). Старшая группа "Украшение праздничного стола" Цель. Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, складывании салфеток. Материал и оборудование. Скатерти разной расцветки, формы и размера. Тарелки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из еловых веток, шишек, новогодних шаров, которые были сделаны детьми на занятиях по ручному труду. Видеомагнитофон. Мультфильм "Винни-Пух идет в гости". Столы (круглый, прямоугольный). Схемы складывания салфеток (на листах бумаги A3). Ход занятия Воспитатель. Дети, какой зимний праздник ваш любимый? (Новый год.) Почему вы любите этот праздник? (Высказывания детей.) Хотелось бы вам научиться накрывать красивый праздничный стол? Чем отличается праздничный стол от обычного? (Ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.) Посмотрите, какие разные бывают скатерти (демонстрирует ажурные, белые, цветные, набивные, расшитые, круглые, квадратные). Все они чистые, отглаженные. Для разных столов - разные скатерти. Какая скатерть подойдет для круглого стола? (Выбирают.) Вспомните, как надо стелить скатерть. (Аккуратно разворачивать на столе.) Постелите скатерть на круглый стол. (Дети выполняют задание.) А эта белоснежная скатерть (демонстрирует) на прямоугольный стол - для большого торжества. Можно постелить сразу две скатерти разного рисунка и цвета (одну на другую). (Дети предлагают варианты. Выбирают лучший. Стелят скатерти на стол.) Итак, стол застелен скатертями. В какой последовательности нужно накрывать на стол? (Сначала тарелки, столовые приборы, стеклянная посуда, затем салфетки, украшения.) Салфетки тканевые, бумажные - обязательный элемент сервировки. Можно сказать, что "родилась" салфетка в Древней Греции около 3500 лет назад: во время еды губы утирали листом фигового дерева. Тканевую салфетку стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В богатых домах на них вышивали инициалы хозяина дома. Гости даже уносили с собой эти изысканные салфетки на память о прекрасно проведенном времени. Какие салфетки необходимы для праздничного стола? (Тканевые.) Как вы думаете, что делают с этой салфеткой, когда садятся за стол? (Кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды.) Такой салфеткой можно лишь слегка промокнуть губы, например перед тем, как выпить напиток (чтобы не оставить жирных следов на стакане). Наши друзья Винни-Пух и Пятачок тоже пользовались салфетками в гостях. Вспомним, как они это делали. (Просмотр отрывка из мультфильма.) Правильно ли пользовались салфетками Винни-Пух и Пятачок? (Ответы детей.) Посмотрите, как можно сложить салфетку. (Демонстрирует образцы: "крендель", "пирамидку", "снопик", "карман", "веер".) Хотите научиться складывать салфетки? (Ответы детей.) В этом вам помогут схемы. (Вывешивает схемы. Дети упражняются в складывании салфеток.) Помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке - сложенная салфетка. (Предлагает сложить салфетки каким-либо одним способом. Дети выполняют задание и ставят или кладут салфетки на тарелки.) Как красиво! Чем еще можно украсить наш стол? (Свечами, композициями из еловых веток, шишек, новогодних шаров.) Правильно, давайте сделаем новогодний стол еще красивее. (Все вместе украшают стол.) Подготовительная к школе группа "Давайте познакомимся!" Цель. Учить речевым формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность. Материал и оборудование. Игрушки для сценки Видеомагнитофон. Мультфильм "Крокодил Гена ищет друзей". "Знакомство". Ход занятия Воспитатель. Сегодня во дворе моего дома я встретила соседа - мальчика Сашу семи лет. Он был очень расстроен. Поговорив с ним, я узнала, что в наш дом переехала новенькая девочка. Саше она очень нравится, он хотел бы с ней подружиться, но не знает, как нужно познакомиться, чтобы ее не обидеть. Может быть, вы ему поможете? (Ответы детей.) Хорошо, давайте попробуем разыграть сценку. Оля будет как будто играть в песочнице, а Ваня подойдет к ней и попробует познакомиться. Вы понаблюдаете и скажете, все ли правильно сделал Ваня. (Дети разыгрывают сценку, затем обсуждают и предлагают свои варианты знакомства.) Можно ли знакомить так, как описывается в стихотворении: Познакомьтесь, это - Ленка, У нее на шее шрам. А вот этот карлик - Генка... Конечно, нет. "Так знакомить - стыд и срам". При знакомстве со своим сверстником вы должны первыми назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хотите познакомиться. После этого нужно сказать: "Очень приятно познакомиться!" Поупражняйтесь, пожалуйста! (Дети "знакомятся" друг с другом, используя нужные речевые формы.) Если с тем, с кем вы хотите познакомиться, знаком ваш друг, то он представляет вас так: "Андрей, хочу познакомить тебя с Сашей" или "Разреши тебе представить Сашу". (Дети разыгрывают эту ситуацию, проговаривая словесные формы.) Если при знакомстве присутствуют взрослые, как поступить в этой ситуации? Надо представить младшего старшему, близкого знакомого - малознакомому. Я знаю одного крокодила, который нашел интересный способ знакомства. Давайте посмотрим. (Показ отрывка из мультфильма "Крокодил Гена ищет друзей" и его обсуждение.) Теперь вы знаете, как правильно знакомиться, и уверена, успешно справитесь с этой ситуацией. "Книга в подарок" Цель. Учить делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к другому человеку. Материал. Азбука, старые потрепанные книги, книги-"раскладушки" для малышей, толстые энциклопедические словари. Парик с бантами. Набор фломастеров, настольная игра в коробке, конфета. Открытка "С днём рождения!", красивая оберточная бумага. Ход занятия Воспитатель. Сегодня я вспомнила, что у мальчика из Простоквашино, известного как Дядя Федор, через неделю день рождения. Давайте поздравим его с праздником. Как можно это сделать? (Ответы детей.) Хорошо, чуть позднее мы решим, как его поздравить. А сейчас вслушайтесь в пары слов: строить - строитель; учить учитель. Дарить... доскажите! (Даритель.) Правильно, только слово это немного непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который даром, обратите внимание, даром делает другому что-нибудь хорошее. Помните, у Сергея Михалкова: дядя Степа спас тонущего ребенка, или, говоря по-другому, подарил ему жизнь, и в ответ на предложение попросить за это что угодно сказал: Мне не надо ничего, Я задаром спас его. Видите, задаром! Но бывает ведь и так (произносит диалог): - Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне - удочку! - Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать! - Ну ладно. Я еще две марки добавлю. - Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города. Разве здесь о подарках разговор? (Ответы детей.) Конечно, нет. Такой способ "дарить" и таких "дарителей" народ давным-давно осудил в поговорке: "Подарки дарят - отдарки глядят". Думаю, что смысл ее понятен. Кто и когда сделал первый подарок, мы не знаем. Но когда это произошло и даритель увидел на лице другого человека радость, то сделал величайшее открытие: давать и дарить, может быть, даже приятнее, чем получать. Вы любите больше дарить или принимать подарки? (Ответы детей.) Я больше люблю дарить. Так приятно делать людям добро, видеть, как человек радуется. Познакомьтесь с девочкой Леночкой. (Воспитатель отворачивается, надевает парик, показывает сценку "На день рождения".) - Здравствуйте! Меня зовут Леночка. Меня пригласила к себе на день рождения моя лучшая подруга Оля. Мы с мамой купили ей в подарок фломастеры. (Показывает.) Сколько цветов! И что я этой Ольге буду их дарить? Она и рисовать-то не умеет. Я другое дело. Я очень хорошо рисую. Оставлю их лучше себе, а Оле подарю эту игру. (Рассматривает ее.) Какая интересная! Вот кубик... и фишки... и даже картинки. Вот здорово! Ну уж нет! Игру я себе оставлю, а Оле отнесу конфету "Мишка на севере". (Достает из кармана.) Моя самая-самая любимая конфета! И нужно ее Оле отдать? А я? Я без конфеты останусь? Ну уж нет! Лучше я ее (запихивает в рот) сама съем, а к Оле просто так пойду с тортом чай пить! (Снимает парик.) Ну что, понравилась вам эта девочка? (Ответы детей.) Почему? Какая она? (Жадная, злая, вредная, недобрая.) Вы хотели бы с ней дружить? (Нет.) Мне тоже не хотелось бы дружить с этой Леночкой. Помните, когда идешь на день рождения, нужно дарить подарок, который доставит радость имениннику, будет ему интересен. Если вы пойдете на день рождения к Вике, что вы ей подарите? (Ответы детей.) А если вас Илюша пригласит? (Ответы детей.) Молодцы, эти подарки им понравятся. Скоро у нашей Галины Алексеевны (помощник воспитателя) день рождения. Давайте подарим ей мяч, новый футбольный мяч. (Нет, нельзя.) Почему нельзя? Он же новый, красивый! (Взрослой женщине мяч не нужен. Нужно подарить что-то, что понравилось бы Галине Алексеевне, - рисунок, поделку, аппликацию.) Правильно, самое главное при выборе подарка он должен быть интересен, должен приносить радость. Давайте обсудим, что мы подарим Дяде Федору. Имейте в виду, ему исполняется семь лет, он скоро пойдет в школу. (Из предложенных вариантов выбирается книга.) Я приготовила несколько книг. (Дети подходят к стенду.) Внимательно рассмотрите их и выберите ту, которую хотите подарить. Взяв книги, дети рассаживаются за столом. Воспитатель берет книгу у каждого, рассматривает ее, обсуждает с детьми, можно ли ее дарить. Провоцирует детей: "Ну и что, что немного рваная, мы подклеим" и т.д. Дети протестуют: ведь старую книгу дарить нельзя. Отвергаются также книги слишком "детские" и "взрослые" без картинок. Выбирают Азбуку. Воспитатель. Все правильно. Подарим Дяде Федору "Азбуку" - ведь ему скоро в школу, и эта интересная книга ему нужна. Я расскажу, как правильно дарить книги. . Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам. . Книгу нельзя подписывать. . Чтобы узнать, от кого книга, в нее можно вложить подписанную поздравительную открытку. . Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. . Когда даришь книгу, да и любой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания. Не забудьте, получив подарок, поблагодарить, развернуть подарок, если это книга, перелистать, еще раз поблагодарить. И даже если у вас есть такая же книга, сказать: "Спасибо. Мне очень нравится твой подарок!"(Передает одну из книг ребенку и произносит: "Поздравляю тебя, Настя! Будь счастлива!" Ребенок отвечает: "Большое спасибо. Я очень рада, мне очень приятно..." Эти речевые формулы закрепляются с каждым ребенком.) Теперь подпишем открытку, вложим ее в книгу, запакуем красиво наш подарок и отправим в Простоквашино. Дети пишут на открытке свое имя или что-нибудь рисуют: цветок, солнышко, звезду и т.п., вкладывают ее в книгу и с помощью воспитателя заворачивают подарок в красивую бумагу. Художественные произведения, рекомендуемые для использования на занятиях по этикету А. Степанов А. Кондратьев Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, -у людей на языке... Очень просто Жить культурно: Всё прекрасно, Что не дурно. Приветствие - Доброе утро! - птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идёт по домам. Прощание Нам желают: - Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. С. Маршак В гостях Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. И старых уважать. И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и жевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Н. Красильников Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам. -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. 0. Дриз Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу Кузнецу, врачу, ткачу -"С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. В. Юсупов Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо "Простите", - сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже... "Простите!" Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! М. Белокурова "Как подружились вилка и нож" Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается. Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: "У меня не получается, я не могу тебе помочь". Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса. С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические

игры-тренинги

для

дошкольников

по

этике

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игратренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.