Дидактические игры для развития речи у старших дошкольников (презентация). Презентация "дидактические игры для развития речи младших дошкольников" Скачать презентацию на тему дидактические речевые игры

Дидактические игры для развития речи у старших дошкольников (презентация). Презентация
Дидактические игры для развития речи у старших дошкольников (презентация). Презентация "дидактические игры для развития речи младших дошкольников" Скачать презентацию на тему дидактические речевые игры

Cлайд 1

ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Воспитатель первой категории Нуйкина Ю.В.

Cлайд 2

Актуальность Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращается к слову как особому объекту познания, начинает играть со словом,обследовательно, Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогощению словаря и речи ребёнка в целом.

Cлайд 3

Cлайд 4

Задачи Создание условий для формирования грамматического строя речи. Совершенствование грамматического строя речи через игру. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Cлайд 5

Условия речевой уголок подбор настольно-печатных дидактических игр в соответствии с возрастом предметно-развивающая среда

Cлайд 6

Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи Игры и упражнения на занятиях по развитию речи Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога) Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?) Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором, лети-летит-летят) Исправление, подсказка правильной формы слова.

Cлайд 7

Cлайд 8

Игры для грамматического строя речи « Размыто письмо»; « Живое слово»; «Дополни предложение»;

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР» Выполнила воспитатель Антошина А.В. ГБДОУ д/с №33 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие речи дошкольников старшего возраста в игровой деятельности Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата Поддерживать интерес детей к диалогическому общению в совместных играх и занятиях. Месяц Содержание работы сентябрь Выбор темы. Подбор литературы Октябрь Проведение наблюдения и выявление уровня речевого развития детей в ходе применения специализированных дидактическихигр Ноябрь-декабрь Формирование картотеки дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, изготовление материала для игр Январь-февраль Активное использование дидактических игр упражнений на развитие речи. Создание в группе центра речевого развития. Март-апрель-май Взаимодействие с родителями: оформлениепапок – передвижек, консультации, беседы, выставки и совместные дела

3 слайд

Описание слайда:

Изучение специальной методической литературы: (в течении года) Алексеева. М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М.: Академия, 2000. 159 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с. 3Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с. 4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с. 5. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70. 6.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства [Текст]:/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. –2010. № 3. С. 56 –59. 7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.[Текст]/А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.–М.: Просвещение, 2002.

4 слайд

Описание слайда:

Услуги Интернет. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч» 8.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада. –2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. –М.: Просвещение, 2009. 169с. 9. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст]/ Т. Ветчинкина // Учитель. –2009. -№3. С. 14-15. 10.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]: / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. –М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

6 слайд

Описание слайда:

настольно – печатные. игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста. словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. игры с предметами. игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. Виды дидактических игр

7 слайд

Описание слайда:

Игры с предметами можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Посадка детей (сильный со слабым). Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее подобрать слова на случай затруднения детей

8 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

3 слайд

Описание слайда:

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

4 слайд

Описание слайда:

Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

6 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?», «Кто как говорит» Нахождение предмета, ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку», «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино», «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Сравни разных зверят», «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют», «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?», «Прятки» Подбор глаголов «Кто, что умеет делать?», «Где что можно делать? », «Закончи предложение», «Оркестр», «Добавь слово», «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа, нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Коза с козлятами» …

7 слайд

Описание слайда:

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

8 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Как слово звучит», «Громко-шепотом», «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет», «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Шишка», «Ручка-ножка», «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт», «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника»

9 слайд

Описание слайда:

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

10 слайд

Описание слайда:

Игры и упражнения, направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой, слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук, слово, предложение?», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, антонимов, сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого», «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее»

11 слайд

Описание слайда:

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

14 слайд

Описание слайда:

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

Презентация на тему «Использование дидактических игр в развитии речи у дошкольников с ОНР» будет интересна и полезна воспитателям, педагогам, работающим в логогруппе.

В настоящее время работаю в логопедической группе с детьми 5-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. В наше время, век инноваций и технологий, таких детей становится всё больше. Многие из них просто педагогически запущены. И здесь важно использовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

Как известно, ведущая деятельность у детей логопедической группы, как в простой группе – игра. Именно в этой деятельности происходит развитие всех компонентов языка. Всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребёнком.

В работе представлена классификация игр. Их много. Хочу подробнее остановиться на дидактических играх. Любая дидактическая игра несёт в себе определённую информацию: близкую и понятную дошкольникам, надолго привлекает внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывая у них желание рассматривать, действовать, играя, вернуться к этому занятию вновь. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко.

Существует более 500 дидактических игр.

Они объединены в 3 большие группы. У каждой есть своя структура с учетом интереса детей. Обязательными её элементами являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила, которые устанавливает воспитатель и контролирует, но осторожно, чтобы интерес к игре не снизился. На первом этапе автор играет вместе с детьми, на втором – наблюдает, как дети усвоили правила, и если нужно, оказываю необходимую помощь, на третьем – наблюдает со стороны как дети самостоятельно играют по выученным правилам. Кроме обучающей задачи игра воспитывает усидчивость, умение проигрывать, радоваться чужой победе, умение соблюдать правила игры. Продолжительность игры не более 5-10 минут (индивидуально и коллективно).

Родители активно принимают участие в жизни нашей группы. Помогают пополнять развивающую среду, участвуют в мастер-классах, круглых столах. Наши совместные игротеки помогают им увидеть своего ребенка в другой среде, отличной от домашней. Родители не только наблюдают за ходом игр, но и являются участниками процесса. После таких игротек они лучше выполняют домашнее задание, понимают, какая дидактическая игра тяжело дается ребенку, и в каком месте нужно ему помочь, уступить, создать ситуацию успеха.

С учетом личных достижений воспитанников планируется и проводится коррекционная работа с использованием дидактических игр.

Дидактические игры несут не только речевую нагрузку, но и развивают память, внимание, быстроту реакции, координацию движений и могут применяться в разных видах деятельности, в режимных моментах педагогами и родителями дома.

Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад №2 Олейникова Е.А. 2016г.


Слайд 2

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка. Решить эту задачу помогают дидактические игры.



Слайд 4

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 5

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.


Слайд 6

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Слайд 7

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.



Слайд 8

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами Настольно печатные Словесные игры Дидактические игры Дидактические игры Игры с предметами Настольно-печатные игры Словесные игры

Слайд 9

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.


10

Слайд 10

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

11

Слайд 11

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств.



12

Слайд 12

Основная задача дидактических игр по развитию в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи..В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

13

Слайд 13

Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.